?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Мировой экономический кризис. У него не видно дна. 
30th-Jan-2008 03:18 pm
profile
Добрый день,
 
Сразу хочу сказать, что для подготовки «мастер-класса» понадобится еще некоторое время. Очень много вопросов и хотелось бы их максимально учесть. Так что я решил, что лучше потрачу побольше времени на подготовку, но результат будет качественнее.
Кстати, за вопросы – большое спасибо. Действительно, интересно. Вообще, что касается нашего общения, я стараюсь отвечать на вопросы через свои сообщения. Комментарии читаю все. Отвечать на них не успеваю просто физически. Думаю, что лучше получается именно так как получается.
В качестве «компенсации за опоздание» с лекцией на заданную тему, решил сегодня ответить на некоторые ваши вопросы, связанные с ситуацией в мировой экономике и влиянии этой ситуации на экономику нашу. Кстати, был приятно удивлен вашим профессиональным интересом к мировым рынкам.
Вот моя точка зрения на то, что происходит сегодня и все чаще называется «мировым финансовым кризисом»:
Нынешний кризис – это, по сути, первый финансовый кризис в эпоху глобальной экономики. Вобщем-то, лучший афоризм по теме принадлежит Генри Киссинджеру: «Как можно увязать глобальный характер экономики и местечковый характер национальных политик?». Мировые активы подешевели на 20%. Главной причиной кризиса стало состояние американской экономики и одного из локомотивов ее роста последние 10 лет – рынка недвижимости. О деталях много сказано и написано. Мое мнение – у этого кризиса не видно дна. Как это может отразиться на нашей экономике? Стабильность российской экономики может и должна быть обеспечена слаженной работой регулирующих органов и участников рынка. Наша страна сейчас находится в более выигрышной позиции по сравнению со многими и многими странами. Одна из причин - накопленные золотовалютные резервы. По этому показателю сегодня мы занимаем 3-е место в мире. Это дорогого стоит. Но расслабляться, конечно, нельзя.
В какой области лежат сегодня главные риски мировой экономики? Я бы обратил внимание на 2 фактора. Во-первых, это - многотриллионный рынок деривативов (математически сложный производный финансовый инструмент), который впервые в истории может повлиять на усиление кризисных явлений в мировой экономике, с учетом того, что этот рынок практически не находится под контролем регулирующих органов. Подробнее можно посмотреть здесь.
Во-вторых, это - возможный кризис американского страхового рынка. Дело в том, что в последние годы страховые компании увлеклись страхованием заемщиков для получения банковских кредитов. Сейчас, с учетом финансовых проблем всей системы, происходит изменение кредитных рейтингов, в том числе страховых компаний, в сторону снижения. Если это произойдет, страховым компаниям придется «доплатить» за снижение собственного статуса. Такой сценарий, очевидно, еще более обострит проблему ликвидности и усилит глобальный кризис.  
Так что всем удачи этот кризис пережить,
 
P.S Помните «Собачье сердце»? "Разруха (кризис), она в голове, а не на улице". :-)
 

PPS. К вопросу о том, почему мы развиваем нанотехнологии – мой комментарий на блоге ОНЭКСИМа.

Comments 
(Deleted comment)
5th-Feb-2008 04:10 pm (UTC)
первым делом внушить каждому, что структурировать свой мозг он должен сам, а не кто-то!
(Deleted comment)
30th-Jan-2008 05:59 pm (UTC)
Вот, и мы о том же:)
30th-Jan-2008 02:21 pm (UTC)
И какой Вы видите судьбу судьбу несчастной американской валюты в этих условиях? Сорос вот пророчит ему судьбу фунта стерлингов. А что думаете Вы?
У рубля есть хотя бы маленький шанс выстоять?
30th-Jan-2008 02:34 pm (UTC)
Regarding the present world financial crisis, determined mainly by “spasms” in American economy, do you think there will be some “stability poles”?
Also, growing in Chinese economy could balance the impact of American recession, at global level?
Thank you.
30th-Jan-2008 02:53 pm (UTC)
Anonymous
Вечер добрый! Молодцы! Хвалю! Замечательно справляемся с пиаром. Он здесь прямо пышным цветом распустился. Люблю сладкое (пироженные, мороженное, тортики)... Только иногда селедочки хочеться. Как-то слишком приторно стало
Помнятся мне захватывающие, увлекательные беседы с паном Норильским на newslab.ru.
30th-Jan-2008 03:47 pm (UTC)
+ 100 тыщ милионов (=

от сладкого уже рот слипается ;)

ну а что делать то? что? PR всегда важен.. всем.. :)
(no subject) - Anonymous - Expand
(Deleted comment)
30th-Jan-2008 03:13 pm (UTC)
Да. Вполне вероятно, что очередь за страховщиками.

Интересно, что наблюдается следующее являение - векторы движения базы и производных не просто разошлись, но и стали диаметрально противоположными.
Т.е. ухудшение показателей экономики США провоцирует ФРС на снижение ставки, приток подешевевшей ликвидности толкает вверх фондовый рынок и рынок сырья (углеводороды и металлы в первую очередь), каковые теперь живут в противофазе к своему базису - экономике.
Впрочем экономика - в отличии от истории - дама справедливая и всегда все расставляет по своим местам.

Думается ФРС со временем будет лечить кризис - по крайней мере в банковской его ипостаси - не макроэкономическими методами вроде движения ставки ФРС, а точечнми вливаниями в конкретные, требующие таковых, финансовые институты (тут размер имеет значение-мелочь подобного извращения не дождется). Что в общем-то уже продемонстрировано в том году операциями с дисконтной ставкой.
30th-Jan-2008 03:30 pm (UTC)
Anonymous
Михаил Дмитриевич!

Сегодня было заявлено, что общий долг России к концу 2007 составил более 423 млрд. долларов, при этом, по словам Кудрина, государственный долг составляет только четыре процента, остальные средства заняли отечественные банки и компании. По данным ЦБ резервы на 18 января 2008 равны 478,4 млрд. долларов. За последние две недели уже несколько раз повышался одновременно курс доллара и евро., т.е. спрос явно превышает предложение (интересно какие цифры по резервам будут по состоянию на 1 февраля).

Не кажется ли Вам, что в таких условиях ресурсов для выполнения всех обязательств, несмотря на «слаженную работу регулирующих органов и участников рынка» (мы все понимаем, что это, в первую очередь, будут компании с государственным участием и крупнейшие игроки), может просто не хватить? Считаете ли Вы возможным повторение в России кризиса 1998 года (естественно с учетом новых реалий)? Тем более, как и тогда нам все сейчас усиленно говорят, что в России кризиса не будет!
1st-Feb-2008 08:25 am (UTC) - Т.е. Вы думаете,
что государство расплатится за долги госкорпораций перед западными кредиторами, ограбив население?

Есть ли у этих корпораций деньги, чтобы хотя бы платить проценты по кредитам? Помните, в прошлом году "Газпром" хотел разместить на Западе облигации, т.е. занять под них денег, не получилось из-за начинающегося мирового банковского кризиса.

Предположим корпорации-должники не найдут денег на Западе для рефинансирования догов, но реальные активы в виде месторождений продать западным компаниям не захотят.

Где деньги возьмут?
30th-Jan-2008 03:51 pm (UTC) - по поводу "Собачьего сердца"
сейчас сплошь и рядом Шмондеры и Шариковы, во всех жизненных сферах. самодуры. как с ними бороться нормальным людям. мое
воспитание не позволяет мне вести себя как они,от этого очень тяжело.за порядочность и правду страдаю
30th-Jan-2008 05:11 pm (UTC) - мы не только стишками балуемся:)
Деньги из стабфонда благополучно утекают в западные (американские:) карманы, т.е.рынки и возвращаются к нам в виде... займов, под проценты. Моих двух ВУЗовских экономических образований явно не хватает для понимания процесса:) Впору идти за третьим:)
В связи с вышесказанным и не только сомневаюсь в устойчивости национальной экономики. Эта иллюзия устойчивости обусловлена, ни для кого ни секрет:) высокими ценами на сырье. Хорошие цены на нефть, прежде всего, давали шанс поднять экономику в буквальном смысле слова из руин. Шанс не был использован. Дальше... "А дальше - тишина":) Причем не надо было изобретать велосипед, ведь есть примеры стран (Германии и Японии - второй и третьей экономики мира в настоящий момент) Эти государства сделали "всё из ничего" за каких-то неполных 50 послевоенных лет, не имея сырьевой базы, а в Японии и земли-то толком нет, а не только того, что можно из нее (из земли) черпать. Другой, не менее яркий пример, из более позднего времени - ОАЭ. Сказали: "Здесь будет город - сад":) и сделали.В Эмиратах КАЖДЫЙ житель получает ренту с нефтяных месторождений. Все, без исключения, жители этой страны - миллионеры как минимум засчет нефти опять-таки. А у нас - старики

С голодухи
Мрут как мухи:(

Прожить на пенсию в две тысячи рублей в месяц - это реально? В Дании пособие на содержание собак составляет 150 евро в месяц! А у нас пособие на ребенка - 100 рублей. Мы живем не в двадцать первом - в каменном веке. На сайте Онэксима я в пикантных подробностях:) рассказывала о ДВУХМЕСЯЧНОМ отключении воды в Астрахани в разгар зимы, про то, как люди по несколько километров шагают пешком, чтоб зачерпнуть воды из речной проруби. Эти бедолаги не знают, что такое золотовалютный резерв и с чем его едят:)
Если говорить в целом, глобально, о рынках, то стоит Америке чихнуть - у нас пандемия начинается:) В наши рынки вкладывают, в основном, иностранцы, они же и выводят денежку, ежели чего:) представляю, то начнется, когда крупные западные банки и хэдж-фонды начнут выводить, продавать свои активы - чуфф:)ствую, нам мало не покажется:) Слабый рубль, дорогие кредиты и дешевеющее сырье - последний штрих к сему натюрморту:) Так называемую, тихую гавань вижу в драг.металлах (преимущ. золото) и, возможно, недвижимость в России. Думаю, в крупных городах есть потенциал к росту (жилых и офисных площадей), в Москве - офисных (ИМХО)

С теплом, Лена:)

П.С. На момент написания этого коммента вижу в окно всё ту же унылую вереницу идущих к заветной проруби. "Гвозди бы делать из этих людей".

Россия. Двадцать первый век.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Re: :) - Anonymous - Expand
30th-Jan-2008 06:45 pm (UTC)
Доброго времени суток Михаил Дмитриевич.
Сергей Сергеевич Аверинцев, к стыду своему, я не смог ответить надлежащим образом на его предложение, заметил «Между знанием и незнанием существует множество промежуточных состояний: быть в курсе, быть в состоянии вести беседу и так далее. Современный человек все чаще и чаще сегодня берет на себя смелость судить о вещах, которых он на самом деле не знает, а просто знает все слова, которые полагается употреблять... Для многих из нас это уже словно в порядке вещей»
С уважением, Сергей.
P.S К вопросу о разрухе (кризисе) и « Собачьем сердце»
30th-Jan-2008 06:49 pm (UTC) - Нонсенс!
Вы вот писали , что нанотехнологии - тема непростая, а мне с моим физико-математическим прошлым в нанотрубках разобраться намного проще, чем с "деривативами" и "дном" мирового кризиса.

А вот про перенастройку мировой системы очень красиво рассуждаете, может быть расскажете об этом по-подробнее? хотя бы в теории...
18th-Oct-2008 09:52 am (UTC) - Нанотехнологии тема непростая!!!
Anonymous
Нанотехнологии тема непростая!!!
Уморили. Для понятия этой темы не надо высшего математического, достаточно среднего статистического.
рядовой ПИЛИНГ бюджетных денег под сказку идиотам про технологический прорыв в светлое будущее. Светлое будущее будет - но ну у всех.
Страна идиотов и негодяев во власти!!!
30th-Jan-2008 07:11 pm (UTC)
Кризис в головах порождён кризисом в штанах.Глобальный характер экономики и местечковый характер национальных политик можно увязать этими же самыми несчастными штанами:-)
30th-Jan-2008 08:41 pm (UTC)
А мне кажется, не все так плохо.
Будет просто определенная переоценка активов, о чем я и говорил ранее.
Это случилось на рынках неделю назад,
и будет происходить периодически.
Доллар - будет дешеветь, пока не достигнет справедливой отметки.
Ресурсы - дорожать, пока не достигнут справедливой отметки.
Банки и страховые компании получат тот рейтинг который им соответствует.
Переоцененные активы скорректируются. Недооцененные - подорожают.

Все это будет происходить плавно, но иногда
и небольшими скачками.

В итоге, победят те, кто обладают ресурсами
и производственными мощностями, а не те кто включают
деньгопечатный станок.

В этом смысле я рад, что мне посчастливилось жить в России.
30th-Jan-2008 08:46 pm (UTC)
«Открылась бездна, звезд полна; звездам числа нет, бездне дна».

То есть, Вы хотите сказать, что «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила»? Это Ваша экспертная оценка? ;)

А если серьезно – неужели все так плохо и будет еще хуже? Тогда спасибо, конечно, за пожелание этот кризис пережить. Вам того же! ;)

Вы уже ясно дали понять, что являетесь специалистом только в крупном бизнесе. И тем не менее. Дайте хотя бы пару общих советов на тему: что ожидать, что делать, во что вкладывать деньги среднему, мелкому бизнесу, наконец, просто обычному человеку? Ну, Вы понимаете, да? Если денег не миллиарды евро, и даже не миллионы. Если сочтете возможным что-нибудь порекомендовать, буду премного благодарна. Думаю, не только я ;)
30th-Jan-2008 11:05 pm (UTC) - :-)
Забавно, по нескольким строчкам можно догадаться, что у Вас экономическое образование (или ошибаюсь?).
А Вы помните, в чем суть книги Булгакова? (эксперимент по очеловечению милого пса Шарика, который оканчивается провалом)
Он видит разруху в головах людей, а не наулицах. «Если я, вместо того чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя вквартире петь хором… ходя в уборную, начну, извините меня за выражениемочиться мимо унитаза… то получится разруха»
P.S. и это переживем)))
С/у Иринка
(Deleted comment)
31st-Jan-2008 08:21 am (UTC)
и мне и мне адрес скажите (= я тоже свой томик резюме пришлю :)

а вообще молодой челоек (= в интернете все лежит (= ленитесь поспрашивать Яндекса ;)
30th-Jan-2008 11:37 pm (UTC) - Business and economic climate -1
Mikhail Dmitrievich,
I find your post very informative and a truthful assessment of the current economic realities. Although the US economy is on the verge of the abyss, the world economy though continues to expand robustly and provides a buffer - there is a noticeable decoupling between them over the last years. As late as the 1990’s the world depended on the USA and if the old Uncle Sam would develop a cough, the rest of the world was on dead-bed with pneumonia. What we can notice now is the reverse coupling and the increasing dependency of the US from the rest of the world. The major reason for this can be sought in the phenomenal increase of the role of the emerging market nations – China and India. Yet, 5 major risks threaten the world economy. 3 are centered in the USA – current account deficit, budget spiraling out of control and trade protectionism. The 4-th relates to China, which faces a possible hard landing due to current overheating and the fifth is that oil prices could rise well above $ 100/barel. As Mr. Greenspan used to say – the last 3 recessions were triggered by the sharp increases of the oil prices. Most of these risks reinforce each other and the situation is visibly ominous when one sees the always soaring deficits and international debt, potentially unavoidable surge in the oil prices paralleled with the dollar’s almost free fall, which could open the gates towards the scene of the stagflation of the 1970s. If there are words of recession being uttered now that means that the US economy has been in that state for at least 6 months already and such a variant would limit the ability of the FRS to reduce interest rates to counter the economic slowdown in the future…After all the people in charge of it now are the product of these years and memory is the last bastion of power. ..Indeed, this is how it happens when one lives far beyond his means and becomes dependent on large continuing inflows of capital from the rest of the world. Very soon Uncle Sam will be as beautiful a legend as the Colossus from Rhodes – outspoken and desirable, but invisible and untouchable.
Paloma
30th-Jan-2008 11:39 pm (UTC) - Business and economic climate - 2 continue
Mikhail Dmitrievich,
I hope that I do not sound very intrusive, but you are an excellent source of information due to your knowledge and expertise and I would like to ask you to reply to the following questions, if possible.
1. Having in mind the current economic climate worldwide, what according to you is the best investment nowadays from the point of view of the individual, not the corporation? Please do not take under consideration the gold, which is a given safe heaven in these turbulent times. Strangely how the Rothschild family left the controlling role in the gold market in 2004 – it was such a good indication of what is going to happen in the future.
2. If you were in the position of the average statistical person and you should (not can, but must) choose a country to relocate to (all other factors remaining constant), which country in the world according to you will be able to best sustain the current average western-european life-standards and be relatively well cushioned at a time of economic crisis? Please leave aside countries like USA, Russia and Monaco for obvious reasons.
3. What urgent economic measures would you have implemented if you were sitting on the highly combustible chair of Ben Bernanke?
4. At the end of your posting you wished everyone luck through the crisis survival process. What is your recipe for survival under the current economic conditions? What 3 advises will you give to the average person residing in Russia and/or USA?
Will I be accurate in my assumption that the island of stability will be the always neutral and firmly embracing its own currency Switzerland? This is the usual place where money and people go to hide…after well orchestrated war and recession take over the rest of the world … makes one wonder how everything in the world repeats on intervals. God bless the imaginative conductor and his wand!
I know that you probably will be asked many questions and I apologize in advance if mine will sound like a repetition. I believe that these are the questions that everyone asks himself/herself first. You are very good in your analyses and strategies and should go into webinar sessions. Why not establishing lectures online? Many more people will benefit from them in this manner of communication… classrooms are physically limiting and will soon become obsolete. The internet is taking over the environment faster than expected.
I wish you luck and happiness.

Best regards,
Paloma
30th-Jan-2008 11:42 pm (UTC) - о вечном
Anonymous
господа да не стоит и объснять что мы из кризиса не выходили собственно говоря, а то что гос-во в лице чиновников страстно любит потрепаться на тему своих неимовреных усилий по поднятию всего...так это...все они подняли уже...и живем мы -просто отлично.До недавнего времени к примеру на Сахалине где почти каждый город портовый(был)оснащен всем необходимым в плане производства завод- целюлозно-бумажный, мебельный, кирпичный, консервный, пивной, мясо-молочный - стандартный набор плюс шахты и лесопереработка...итог блистательных реформ полный ноль. Нет НИЧЕГО. Практически 10 люди вообще не видели живых денег, жили зимой с темп. в квартирах 10 градусов...после землетрясений стало еще хуже...Сейчас как и везде отельный люди в рамках своих малых и не очень предприятий пытаются сделать что-то...При АКТИВНОЙ помощи гос-ва...и нежелании людей трудиться. А мы ждем кризис а он и не уходил.На ДВ пришли только москвичи в поисках чего бы еще порвать.Разошлась чтой-то далеко не в тему.Все у нас будет отлично!!!!)))))
31st-Jan-2008 12:16 am (UTC) - Позволю себе ремарку
Вы не совсем верно указали причины надвигающегося кризиса Америки, не страховщики и не кризис неплатежей. Это лишь первый пясящийся элемент.

Экономика циклична, что сегодня проходят дети в школах. За подьемом следует спад. И в американской экономике он должен был наступить 10 лет назад. Но не наступил. Вместо этого показатели продолжали идти вверх (что безусловно является заслугой финансового гения Алана Гринспина).

Я тоже не верю, что ФРС сможет предотвратить кризис. Не будет рецессии, будет кризис. И, да, большие шкафы - громко падают.

По поводу России. Наша экономика привязана к нефти.Золотовалютные резервы, в условиях мирового кризиса, нас не спасут. А вот нефть - да, нефть спасет.
3rd-Feb-2008 11:10 am (UTC) - Re: Позволю себе ремарку
Сорос недавно высказал мнение, что кроме той цикличности экономики, которую мы наблюдаем в последние 60 лет могут существовать большие циклы, завершение которого мы сейчас наблюдаем.

На самом деле очень интересная идея, так как сама идея цикличности введена для хоть какой-то систематизации хаотически развивающегося рынка.
Естественно эта система не идеальна, вводя в рассмотрение двойные циклы можно более чётко формализовать развитие экономики.

Вы согласны ?
31st-Jan-2008 04:46 am (UTC)
Добрый день.
Михаил Дмитриевич, в ситуации мирового кризиса, не считаете ли Вы, что надо больше уделять внимания золотодобыче? Сохранили ли Вы, активы в этой отрасли? Если да, то может быть пришло время активизировать разведку и добычу. Золото становится главным товаром финансового сектора, а в стране остаются в девственной неприкосновенности, такие месторождения как Сухой Лог.

Кстати, Михаил Дмитриевич – осенью (октябрь) этого года, в Иркутской обл., выборы в Зак. собрание. Некоторые бодайбинцы выказывают надежду, что я выдвинусь по северным районам в одномандатном округе. Сейчас депутатом там Павел Зорин, но скорее всего, он пойдет по списку Е.Р., но даже если нет, у меня есть шансы составить ему конкуренцию. Из всего этого вытекает вопрос: Вам интересен этот регион? Если бы Вы заинтересовались, то и я бы рискнул пойти на эти выборы. Михаил Дмитриевич, подумайте, может получиться веселая компания и появиться возможность интересных проектов в нашем регионе. Моя корысть – проблемы, бодайбинцев и культуры (поэзия, главным образом) – смогу хоть как-то повлиять на их разрешение.
С уважением
А.Сизых
31st-Jan-2008 07:44 am (UTC) - Bulgakov quotes and economic crisis :)
Again, remember «Собачье сердце» :)
“The rule apparently is - once a social revolution (economic crisis) takes place there's no need to stoke the boiler.”
So…we should find the causes and solve them, even with “the harmonious work of adjusting bodies and participants of the market” :)

P.S. Now seriously, in your opinion, there is any relation between the possible impairment of development in Russian exports of raw materials (due to the global crisis) and the present orientation of Russian businessmen to investments in particularly economic areas in EU states (oil, gas, aluminum, steel etc.)?
31st-Jan-2008 07:53 am (UTC)
Anonymous
Михаил Дмитриевич, очень приятно, что Вы такой патриотичный. Очень нравится как Вы свои патриотические настроения передаете: без лишней патетики, без лозунгов. И Булгакова вспомнили кстати...
31st-Jan-2008 08:02 am (UTC)
Доброе утро, Михаил.
Согласна, насчет разрухи. Чтобы изменить мир, начинать надо с себя :)

Всего наилучшего,
Наталья.

P.S. К сожалению не удалось посмотреть пару последних презентаций по нано и описанию лабораторий. Можно выложить в Power Point? В другом формате не получается. Заранее большое спасибо.

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Aug 23rd 2017, 9:19 pm GMT.