?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Учусь на своих ошибках. 
2nd-Apr-2008 11:30 am
a little bit retro style
Добрый день,
 
Появилось немного времени после вчерашней экспедиции - я написал об опыте своих ошибок.  Понимаю, что всем было интересно. А то - весь такой успешный)))). Сегодня делюсь: личные промахи и неудачи!
Если кто-то все еще  думает, что большой бизнес – это "дорога, усыпанная розами", то сильно ошибается))).
Но, на мой взгляд и опыт, поражения и неудачи не менее важны, чем успех, и как это не парадоксально для кого-то прозвучит, свои ошибки я люблю не меньше побед.
Главное – признаться себе, что ошибся, проанализировать ситуацию и исправить (даже если это требует "героических" усилий). Раз уж мы обсуждали стратегии, то хочу рассказать и о примере стратегической ошибки. История 90-х годов.
Начиная с 1992 г., когда был создан банк МФК, а особенно с 1993 года после создания ОНЭКСИМ Банка наша группа росла очень бурно. Мы приобретали и развивали все новые и новые активы. Если кто забыл, то я напомню, что до кризиса 98 года банки - это было  «наше все». Они играли роль не только финансовых институтов, но и  центров управления всеми другими активами, включая производственные. Это были штабы экономического развития. Не был исключением и ОНЭКСИМ. 
Правда, уже в середине 1997 года нам с Потаниным стало абсолютно понятно, что так больше жить нельзя. Необходимо перегруппироваться для дальнейшего развития.  Мы начали медленно реструктурировать систему управления всей нашей группой. Сделать это было не так-то просто. Как ни странно, одной из основных причин стала "магия успеха" ОНЭКСИМ Банка.
 Тут «на беду» объявили конкурс по «Связьинвесту». Сработал рефлекс "акул капитализма" - надо брать, т.к. это -  интересный и перспективный актив. Как представлялось. Чем закончилась история, известно: с большим скандалом конкурс мы выиграли. Но. Как оказалась позже – это было ошибкой. Не успев изменить систему управления группой, мы перенапрягли наши менеджерские возможности, отрядив людей на «борьбу за «Связьинвест», оголив тылы на других участках.
Итог был неутешительный: мы вошли в кризис 98 года неподготовленными, потеряли нефтяную составляющую бизнеса - компанию «Сиданко» и, в конечном счете, пришлось продать «Связьинвест» с большими убытками. Как вылезали из этой ямы, я уже рассказывал. И хотя говорят: «Умные учатся на чужих ошибках, а дураки на своих» для меня этот опыт имеет колоссальное значение и все необходимые выводы я для себя сделал. Если у Вас получится – учитесь на моих ошибках, буду очень рад.:-)
 
С лучшими поджеланиями (опечатка, но слово интересное получилось)))),

Михаил Прохоров
Comments 
2nd-Apr-2008 08:15 am (UTC)
Как Вам вчера баскетбол?
2nd-Apr-2008 09:04 am (UTC)
на вторую встречу армейцы должны быть пособранней и активней :(
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
2nd-Apr-2008 08:22 am (UTC)
Значит, "Связьинвест" выделки не стоит? Поверим на слово, брать не будем )))
А если совсем серьёзно, ошибки и провалы безусловно придают делу остроты... Сам недавно радовался (искренне!), что у меня хоть какой-то проект провалился ))
2nd-Apr-2008 02:31 pm (UTC)
Anonymous
:) Угу...верю:)))))))))) Вам особенно...разумеется))))))))))
2nd-Apr-2008 08:23 am (UTC)
Anonymous
Опечатку в пожеланиях уберите, а то читается как первоапрельская шутка :))
2nd-Apr-2008 02:33 pm (UTC)
Anonymous
Он им в виду свои поТ(аенные))))желания)))))))))
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
2nd-Apr-2008 08:24 am (UTC) - А мы все на своих ошибках учимся
Да, Вы правы - лучше учиться на чужих ошибках, вот только пока сам этими детскими граблями не получишь туда, докуда они дотягиваются - все равно будешь ходить по этому замкнутому кругу, только на своих собственных ошибках, к сожалению, мы и учимся, и пока сам не почувствуешь все это на собственной шкуре - пути вперед нет, только опять назад, на новый виток этой замкнутой спирали.
2nd-Apr-2008 08:27 am (UTC) - Учитесь на своем опыте
Anonymous
Мне нравится совпадение Ваших мыслей с моими -
"Cегодня я склоняюсь к той точке зрения, что именно отрицательный опыт придает некую остроту жизни, позволяет избежать стерильной среды существования. Слепое следование по следам чужого опыта, с целью застраховать себя от всевозможных ошибок, на исходе дней, вдруг покажется величайшим обманом, пробуждая сожаления о том, что не делал собственных ошибок, примерно учась на чужом опыте". (из днвника)
2nd-Apr-2008 08:32 am (UTC) - Re: Учитесь на своем опыте
извиняюсь, как всегда, забыла авторизироваться:)
2nd-Apr-2008 08:31 am (UTC)
Сегодня утром по Бизнес ФМ как раз говорили про "Связьинвест".
И тут - Ваш новый пост. :)
Вот интересно, кстати, что Вы чувствуете в тот момент, когда что-то идет не так. Могу предположить, что причину ищете прежде всего в себе самом.
Я, например, очень злюсь на себя, но каким-то образом эта злость заставляет меня действовать более активно и, в итоге, направлять ситуацию в нужное русло. Не всегда так получается, конечно, но довольно часто.
У Вас же - другой масштаб успехов и ошибок. Вероятно, и масштаб эмоций другой. Или Вы действительно никогда не волнуетесь и ко всему относитесь спокойно? :)

PS: не случайно задаю этот вопрос. Блог очень интересный, но хотелось бы видеть больше Ваших эмоций и узнать, как Вы с ними справляетесь. На мой взгляд, это самая лучшая иллюстрация Вашей жизненной философии.
2nd-Apr-2008 02:52 pm (UTC)
Anonymous
:)))) Спорт спорт и ... еще раз спорт))) 2 часа в день - вот и весь секрет! Так и справляется)))
(no subject) - Anonymous - Expand
2nd-Apr-2008 08:32 am (UTC)
Михаил!
Как-то я прочитала:"Ваше окружение и финансовое положение являются точным отражением вашего привычного мышления".Я поменяла мышление и оказалась здесь,с удовольствием читаю все,общаюсь,учусь,на ошибках тоже.
Это здорово!
Искренне благодарю,
Амонда
2nd-Apr-2008 08:37 am (UTC) - Заинтриговали
Anonymous
А мышление можно поменять? Мне всегда казалось, можно изменить взгляды, но мышление ...
2nd-Apr-2008 08:34 am (UTC)
Добрый день, "акула капитализма" ;)
(импонирует Ваша скромность, Михаил :)

Ошибки, безусловно, полезны для развития. Но всего должно быть в меру.

С наилучшими пожеланиями,
Наталья.

P.S. Слово действительно интересное получилось :))))
2nd-Apr-2008 08:39 am (UTC)
Путь понятен.
А как был заработан первый 1$?
2nd-Apr-2008 09:02 am (UTC)
Anonymous
А почему, собственно, Вас интересует, как был заработан первый доллар? Гораздо интереснее тогда узнать - как был заработан первый рубль (я думаю, Михаил застал еще ту эпоху, когда доллар не имел "официального хождения", а поэтому, скорее всего, первой, самостоятельно заработанной "условной единицей" был рубль:)
(no subject) - Anonymous - Expand
2nd-Apr-2008 08:39 am (UTC)
Звучит убедительно.

Где-то слышал: гении учаться на чужих ошибках и оэтому не совершают своих, умные люди совершают ошибки, но умеют на них учиться; дураки совершают ошибки, но они, так же как и чужие ошибки, их ничему не учат.

Дима))
2nd-Apr-2008 08:56 am (UTC) - Гении пренебрегают чужим опытиом
Гении, по определению, не могут учиться на чужих ошибках - пренебрегая или подвергая сомнению чужой опыт, они первые прокладывают путь, по которому идут все остальные.
2nd-Apr-2008 09:00 am (UTC)
Михаил,спасибо огромное,что откровенно рассказываете и о получившемся,и о том,что было не столь успешно!Это дает нам наглядный пример того,как важно извлекать правильные уроки из опыта,преодолевать и достигать.

Если по примеру бутылочной почты :)) при закладке фундамента Суперлаборатории Группы ОНЭКСИМ написать послание будущему,какие слова Вы бы в него поместили?



(Deleted comment)
2nd-Apr-2008 05:15 pm (UTC)
:)))))))))

нежнее... ещё нежнее... "Любая проблема - это скрытая благоприятная возможность" :)

лучше жить, чем рвать жилы ;)
(Deleted comment)
(no subject) - Anonymous - Expand
2nd-Apr-2008 09:20 am (UTC) - Кто-то так думает?
"Если кто-то все еще думает, что большой бизнес – это "дорога, усыпанная розами", то сильно ошибается)))".
Трудно заподозрить кого-то в иллюзиях. Большой бизнес - это крест, к которому не только приводит, задуманная неким сценарием, цепь событий и обстоятельств. Это крест, который, по необъяснимому импульсу, собственноручно взваливают на себя и несут, иной раз даже не ощущая всей его тяжести, ибо этот же импульс придает силы.
2nd-Apr-2008 01:48 pm (UTC) - бизнес – это "дорога, усыпанная розами"
Anonymous
Привет!
Бизнес – это "дорога, усыпанная розами",
но роза - это не только красивый цветок,
она имеет еще и шипы.
Поэтому в каком-то смыле - это правда, и может быть не ошибка в выражении смысла бизнеса и самой жизни.

С уважением JL
2nd-Apr-2008 09:23 am (UTC)
Михаил, в СМИ и итернет-СМИ появляются очень интересные сообщения : "Банки на грани дефицита ликвидности.. Как известно, из-за потрясений на мировом финансовом рынке банки понесли огромные убытки, и уже не горят желанием давать длинные кредиты российским партнерам. Это вызывает определенные опасения — если нового источника финансирования не появится, где брать денег?" Что думаете об этом в свете продажи пакета акций?
2nd-Apr-2008 05:54 pm (UTC)
несмотря на свои миллиардные списания убытков, иностранные банки (Амро,Париба,Кредит Свисс,Меррил Линч и т.д.) выдали кредит Русалу на сумму около 5 ярдов юсди на покупку блокпакета акций НН у МД...так что деньги у банков еще имеются))..и у Онэксим наверно счас стоит вопрос не где брать деньги, а куда их вложить, после того как сделка закроется 8)

любопытно, какой банк они осчастливят депозитом в несколько ярдов 8)))
2nd-Apr-2008 09:27 am (UTC)
Хочу привести в пример другую пословицу: "Не ошибается тот, кто ничего не делает". Очень забавно выглядят люди, которые начинают везде "стелить соломку", но все равно падают там, где меньше всего ожидали. Главное умение сориентироваться в ситуации, признавать свои ошибки, и не сваливать все на других. Всеми этими редкими в наше время качествами, Вы обладаете в полной мере. Но для этого нужно обладать еще и стальными нервами. Наверно, это благодаря регулярным занятиям спортом. Михаил, расскажите подробнее о своем увлечении спортом. Спорт же стоит в Ваших жизненных приоритетах на втором месте после бизнеса.
2nd-Apr-2008 09:29 am (UTC) - ОНЭКСИМ, моя история.
Здравствуйте Михаил Дмитриевич !
На самом деле я глубоко уверен что все что мы не делаем,все
имеет свое предназначение. И ошибки нам даются для осмысления
реальности, хотя конечно бывает за очень дорого.
Сегодня послал вам свою презентацию. Цель которой
показать схожесть наших интересов,что может дать реальную
возможность перейти от слов к делу.
Очень надеюсь получить любую реакцию от вас или группы ОНЭКСИМ
2nd-Apr-2008 09:30 am (UTC)
Anonymous
Михаил Дмитриевич!

Раз Вы вернулись к «мемуарам», может быть Вы вернетесь и мастер-классу по командообразованию.

Топ–менеджер и собственник Вашего уровня многое может рассказать про корпоративное строительство в России, подходы к управлению бизнесом и т.д. Сейчас Вы выстраиваете новую группу практически с «чистого листа» (ну, не считая активов на балансах), соответственно у Вас есть возможность «свежим взглядом» посмотреть на систему управления крупных компаний. Конечно же эта тема может быть интересна не всем, но я думаю, если уж мы поставили рекорд на презентации «З-й энергетической» :)), то количество посетителей и комментариев по мастер-классу меньше не будет.


P.S. А такие самокритичные и самоироничные истории об ошибках и рефлексах "акул капитализма" вызывают только уважение. Понятно, что здесь много пиара - команда трудится -:))), но все равно на такое способны не многие.
2nd-Apr-2008 09:42 am (UTC) - Боязнь ошибок и нанотехнологии
Уважаемый Михаил, уважаемые читателе-писатели,

Ошибки есть всегда,без ошибок не бывает успехов.Как в школе, "работа над ошибками" в первом классе - учитель заставлял переписывать целую строчку букв с правильным наклоном. К сожалению в жизни некому учить и ошибки отражаются жирным красным минусом в отчете о прибылях и убытках.

Касаясь темы нанотехнологий, которая постоянно поднимается на сайте в публикациях ОНЭКСИМА и М.Д.П. Мне кажеться, что боязнь наказаний за ошибки при инвестировании в проекты на ранней стадии, вынуждает менеджмент Роснанотеха размещать деньги на депозитах.

Парадоксальная ситуация - с одной строны государство должно обеспечить снижение рисков частным компаниям при инвестировании и взять на себя финансирование ранних стадий ( где риск самый высокий и % "выхода годного" наименьший) , а с другой стороны чиновники окруженные службами безопасности предпочитают не рисковать и размещать целевые деньги на депозиты.

В Израиле тоже есть коррупция, но очень успешно действует система технологических инкубаторов, т.е. бюджетного финансирования высокорискованных проектов , при чем государство дает в среднем 200.000 долл, а частный инвестор всего 50.000 долл на проект
на 2 года. Я предложил ОНЭКСИМУ создать технологический инкубатор и временно взять функцию государства на себя. Думаю, что если показать успех такого решения, государство в лице Роснанотеха и РосВенчура повернеться лицом к высокорискованным проектам на ранних стадиях. Финансирования ранних стадий (по определению МДП "кулибиных")является одним из краеугольных камней в строительстве экономики знаний в России.

С уважением,

Дмитрий Цейтлин
3rd-Apr-2008 10:04 am (UTC) - Re: Боязнь ошибок и нанотехнологии
Anonymous
Интересное предложение
2nd-Apr-2008 09:57 am (UTC)

Нет ничего хуже, чем быть на "самой вершине", если идти уже некуда,
и нет ничего более жизнеутверждающего чем легкий спад, за которым следует новый взлет.
С ошибками все также. Они делают нас сильнее, мудрее
и дальновиднее.
Только новых взлетов вам Михаил. Терпения, азарта и благоразумия.

P.S. "Поджеланиями"! Почему 2 апреля должно быть хуже первого!

2nd-Apr-2008 10:15 am (UTC)
Да, подумаешь- неудачи. Зато откровенно! Ошибки часто к лучшему! Евгения.
2nd-Apr-2008 10:33 am (UTC) - промах как в стрельбе.
Не соглашусь, что это была ошибка зависящая от вас. Мое мнение, что это просто стечение обстоятельств. Во второй мировой войне прослеживается очень много таких примеров. Где стороны перегруппировывали свои войска на тот или иной фронт. Так что не наговаривайте на себя.
2nd-Apr-2008 11:01 am (UTC) - Re: промах как в стрельбе.
Anonymous
Да нет, ошибка, а точнее потеря чутья - азарт усыпил бдительность и не позволил правильно сориентироваться в складывающейся ситуации (неужели недостаток информации сыграл свою роль?). Единственное, что оправдывает - 98г. для многих стал уроком, преподнесенным собственным горьким опытом. Н.
(no subject) - Anonymous - Expand
2nd-Apr-2008 01:01 pm (UTC)
Добрый вечер!)))
Мне высказывание понравилось.
"Знаешь ли ты, помнишь, что такое счастье? Задумывался ли когда-нибудь об этом? Умеешь ли по-настоящему, без оглядки радоваться жизни, по поводу и без, как умел - ну ведь умел же! - в детстве? Ты помнишь, когда в последний раз ты замечал на небе радугу? Когда видел росу на траве? Когда признавался в любви? Ведь самое сложное в жизни - жить, оставаясь живым. Мы же так часто позволяем рутинным делам и проблемам настолько поглотить нас, что забываем об этом. Мы дышим, едим, спим, толкаемся в транспорте, ходим на работу, стареем..., не понимая, что это не жизнь, а всего лишь сон.
Хватит! Хватит идти мимо жизни, не замечая ничего вокруг. Пора проснуться! И главное - суметь не заснуть снова... "
Илами Рейвен
И еще:
"Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит только от людей неразумных".
Бернард Шоу
PS: Я в своей жизни только и делаю, что совершаю ошибки, хотя очень стараюсь жить правильно.))) У меня никогда не было цели иметь много денег, но жить так, что бы не считать копейки и видеть как радуются жизни люди вокруг всегда хотелось.))))
2nd-Apr-2008 01:03 pm (UTC) - ошибки
Здравствуйте, Михаил Дмитриевич!
Действительно, читая Ваш блог, думаешь: "Ну надо же какой идеальный во всех отношениях,а есть ли что-нибудь земное, человеческое, какие-нибудь изъяны, ну хоть что-нибудь". Приятно удивлена: оказывается, Вы тоже способны на ошибки и более того, любите их не меньше своих побед. С удовольствием прочитала. Действительно не хватает эмоционального содержания. ну, что-нибудь вроде, губы кусал, по ночам плохо спал... :))))Кстати, перечитываю постик и читаю: "С лучшими поджеланиями (опечатка, но слово интересное получилось)))), на сколько я помню, Вы на листочке все пишете. А что, ручкой шариковой, или перьевой, да не важно какой, можно опечаточку сделать???? прелесть какая!!!!!
А вообще по поводу "идеальности" могу рассказать историю веселенькую. У меня есть старший брат, кстати 5 мая родился (не далеко от Вас) и внешне на Вас похож. Так вот,в детстве мы всегда с ним во всем соревновались и обычно об этом времени я вспоминаю так: мой брат лучше меня играл в настольный теннис, лучше меня играл в большой теннис, быстрее меня одолел виндсерфинг, он даже кубик-рубика быстрее меня собирал, он физически сильнее, так что и в боксе он всегда лидировал, так этот гад еще умудрился вырости выше меня :)))) Ну, сейчас это конечно весело и смешно, а в детстве меня просто из себя выводили все эти его преимущества, пришлось искать области, где я могу превосходить его :)))) теперь еще веселее. Мужчины, оказывается тяжелее переносят превосходство женщин.
Спасибо, за хорошее настроение.
2nd-Apr-2008 01:45 pm (UTC) - Re: ошибки
Ну очень интересная фраза.)))
"Мужчины, оказывается тяжелее переносят превосходство женщин"))))
2nd-Apr-2008 01:13 pm (UTC) - Прикольная история
НЕ ОШИБАЮТСЯ ТОЛЬКО МЕТРВЫЕ !!!
2nd-Apr-2008 01:20 pm (UTC)

В Бизнесе решение принимается сегодня,а завтра же все может измениться.
Да, важно предугадывать события, но не всегда возможно, тем более в такой непредсказуемой стране, как наша, и в то время.
Важнее, умение быстро реагировать и решать появивишиеся проблемы, порою жертвуя чем то действительно дорогим. Это вам удалось. Вы и сейчас "на коне"(в добрую минуту сказать), чего нельзя сказать о других "акул капитализма" того непростого времени.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Sep 25th 2017, 2:54 am GMT.