?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Создание команды и достижение успеха. 
31st-Jan-2008 06:11 pm
vtalnah
 Добрый вечер,
 
В общем  так. Того, кому «надоело сладкое и хочется селедки» разочарую. Ее пока нет. -:) Но! Сегодня есть обещанный «доклад» на тему «командообразование». Так как вопросов много и при этом они еще и разные, алгоритм предлагаю такой: я структурировал насколько возможно вопросы по направлениям, написал вступление, общие принципы, мое видение темы. Основываюсь как на личном опыте так и на  уважаемой мною и упомянутой ранее профессиональной литературе. Далее – предлагаю свои ответы и рекомендации по некоторым конкретным вопросам. Сегодня – часть. Я стараюсь излагать тезисно- самое главное, с моей точки зрения. Остальные вопросы-ответы буду добавлять сюда по мере готовности. Тема интересная, за один раз всего не расскажешь. Буду ждать ваших комментариев. Начнем!
 
Создание команды и достижение успеха – вечная тема. Думаю, что не сильно удивлю вас, предложив такой тезис: «единых правил нет». Что есть?  Есть  некоторые общие правила или принципы плюс жизненный опыт. Если этот сплав оказался драгоценным – вас ждет успех.  Я думаю, что вообще ни одна конкретная модель или составленная по каким-то строгим конкретным правилам  команда не может 100% гарантировать успех.  Это можно сравнить с воспитанием. Родители могут дать детям образование, культуру, деньги, но вряд ли  успех.  Готов поделиться своим драгоценным сплавом (жизнь + книги).
 
Общие правила или принципы, которые я разделяю:
 
  1. Лидер определяет 50% успеха, 50% - команда.
  2. Сначала кто, а потом что (подробнее у Джима  Коллинза «От хорошего к великому»).
  3. Нужно понять свои конкурентные преимущества (чем ты лучше других – только честно!), потом свои недостатки и найти людей, которые эти недостатки компенсируют.
  4. Изучил себя и подобрал команду - верь в свою стратегию и иди к ней не отморожено, но все время сравнивая с реальной жизнью, вноси коррективы.
  5. Если случился кризис, сложилась нестандартная ситуация, лидер берет управление  на себя – команда исполняет. Потом объясните, почему сделали именно так. Кризис не может быть долгим.
  6. Ситуация и правила работы могут меняться радикально в связи с переходом от малого бизнеса к глобальному. В большом бизнесе не знаешь всех работающих, управляешь большими коллективами с помощью месседжей, прав ты или нет становится видно только через несколько лет.
  7. Уход сотрудников не всегда плохо, если  есть 2-3 кандидата на это место. Не бывает незаменимых специалистов. Если они есть – у вас плохая система.
  8. Не думай о том, что ты умнее всех, учись слушать свою команду.
  9. Дай право на ошибку своему коллеге (если считаешь, что она не критична). Разве  сам никогда не ошибался?
 
Вопросы, на которые вы хотели получить ответ (сегодня – 2-а):
 
1. Лидер, его роль, его функции, его черты.

 Я считаю, что лидер несет моральную ответственность за всех и за все. Лидер является главным стратегом и третейским судьей. Именно он разрешает конфликты. Лидер  не должен перекладывать свои привычки на свою команду. Если работаешь 12-14 часов в день (мой вариант), это не значит, что все должны «гореть» на работе. Должен быть баланс  тех, у кого «горят глаза», и тех, кто работает с 9 утра до 6 вечера и просто классно делает свою работу. Есть такая «теория звезд и пахарей». Приведу пример из футбола: когда «Real Madrid» собрал в своем составе  всех звезд – команда просто перестала играть.  Лидер должен давать право на ошибку. Это особенно важно, когда идет работа над воспитанием прeeмника - 1-го номера. Интересно, что конфликтность человека (если он -  профессионал) – важный сигнал: возможно  это новый лидер.
 
Первый номер отличают: харизма, интуиция, профессионализм. Часто достаточно хотя бы одной черты из перечисленных. Но только в том случае, если она очень сильно развита. Лучше, конечно, все три.
 
В принципе, в крупном бизнесе всегда существует разрыв между лидером и сотрудниками. В связи с этим я выделяю 2-е модели взаимодействия лидера с командой:
 
А) Лидер – миф. Он «все видит, все знает», но его почти не видно.
В) Лидер – человек. У него - живой прямой контакт с любым уровнем сотрудников.
Этот вариант - более тяжелый, нужно всегда доказывать, что ты на уровне. Я -  за второй вариант.
 
  1. Подбор персонала.
 
В этом вопросе очень многое зависит от цели и размера бизнеса. По своему опыту могу сказать, что когда я работал в кооперативе (малый бизнес), то опирался на друзей из института. Т.е. определяющим фактором было знакомство, комфортность, доверие. Занимаясь же большим бизнесом, необходимо искать лучших из лучших. И делать это надо как внутри компании, так и на рынке.
 
Отдельно хочу отметить проектный бизнес, который может существовать в рамках и больших и средних компаний. Здесь, с моей точки зрения, лучше всего использовать outsourcing,  привлекать специалистов на непостоянной основе. Если вы привлекаете на проектную работу специалистов на постоянной основе, то проектная группа скорее всего начнет искать себе работу внутри компании.
 
Подбирая заместителей, я исхожу из того, что мой зам должен быть намного сильнее меня по своему направлению. Считаю, что лучше подбирать руководителей из своей компании, если нет в компании, выходить на рынок.  Но при этом, продвигая специалистов из своей компании, надо всегда сравнивать их компетенцию с  предложениями рынка. Брать нужно лучших, и своих только при прочих равных условиях.  
В целом, у меня «мозаичный» принцип подбора людей и их ориентации на  задачи. Если вы действуете по этому принципу, то постепенно складываете цельную картину из отдельных ярких кусочков. Некоторых нет – надо искать, некоторые не ровно лежат или не в том месте. Картину надо довести до рабочего состояния и постоянно совершенствовать в процессе.
 
И в завершение добавлю: необходимо постоянно проводить анализ команды – видеть кто потенциально первый номер, кто – второй. Это помогает разрешать многие конфликтные ситуации и достигать успеха.
 
С лучшими пожеланиями,

Михаил Прохоров
 
Comments 
31st-Jan-2008 07:59 pm (UTC) - some comments
Good evening, Mikhail Dmitrievich,

Probably, all my fellows “blog commentators” will agree to say “thank you and congratulations for the well prepared course”.
As a parenthesis, well done Internet reply with only a piece of paper! :) That’s fast movement!
Now comments.

About the general rules:

- Indeed, there cannot be “uniform rules” in commanding or leader formation process. And it can be compared with education, meaning that command involves an artisan creative work and multiple sources education. Probably, if there was a universal list of rules to be followed in commanding, that would become really boring.
- Crisis management implies perhaps immerging into the “theory of chaos” and learning to control uncertainty.
Finally, in my opinion, these rules can be organized in 2 parts, as leader / commanding functions: maintenance synergy and efficiency strategy.

About the concrete answers:

- Nice allegoric example from football :). However, sometimes, even a “star collection” (i.e. Real Madrid or Brazil team, if it is football) with a strong motivation (internal or external) could achieve good results…but only on short term! So, mercenaries fits the “hit and run” affaires :)

- On the 3 traits of “number 1”: charisma, intuition, professionalism.
I don’t think only one is enough…that could depend sometimes on business field, work group, social – cultural particularities etc.
“Only if it is strongly developed”?? Yes and no.
A very charismatic leader becomes easy a “god / myth leader”, with very high socio-affective status, being “depositary” of hopes and desires of people.
A very intuitive leader (with low charisma or professionalism) looks like “the old wizard”, who finds the solutions from nowhere.
I agree with the conclusion: all these three traits are necessary.

- Selection. “Mosaic” principle of selection is interesting and effective from psychological point of view. The picture of people can be built by separate bright or dark slices, and also the organization image or environment one. After all, the ensemble or the system is made by little parts in relation.

By the way, as a joke, do you like chess or Go? :) The last game fits better this “mosaic architect” image.

All the best regards,

Maria Jordache
This page was loaded Jul 17th 2019, 12:53 pm GMT.