?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Судьба «Трансаэро» - тест на зрелость Правительства РФ 
19th-Oct-2015 06:14 pm
MD 2013_1
Всем привет!

Поводом для написания этой заметки стали события, происходящие сейчас вокруг компании «Трансаэро».

Всем, кто в последние годы следит за российской экономикой, уже давно очевидно, что происходит процесс сжимания экономической активности в связи с резкими изменениями условий существования экономических субъектов после введения санкций (просто чистый дарвинизм!) и, как следствие, попадание компаний и целых отраслей (туроператоры, банковская система, строительство, автопром), скажем так, в сложное финансовое положение. Относительно неплохо себя чувствуют компании сырьевого сектора за счет дешевизны рубля и крупные государственные компании, получающие пока еще обильную государственную поддержку. В этих условиях смена собственников и банкротство – нормальный механизм оздоровления нормальной рыночной экономики, который при правильной (без кавычек) организации дает возможность стране выйти из кризиса с более сильной экономикой. Базовый принцип в условиях кризиса в рыночной системе: делай сейчас, но думай о будущем. Но не у нас…

Меня особенно поражает скорость изменения идеологии экономических властей в части горизонта планирования: сначала отказались от 3-х летнего бюджета, сейчас принимаются «стратегические» решения разбегом от одного до шести месяцев, а что потом… там будет видно. Вот ровно так было в 90-е годы, где жили от зарплаты до зарплаты. Не хочется верить, что у наших экономических властей стоит задача сжать и огосударствить экономику до размеров 90-х и даже до более ранних периодов, когда были везде одни цены, одна государственная компания в отрасли, один брэнд на всех.

К сожалению, ситуацию с «Трансаэро» трудно трактовать иначе. Сначала государство в лице «Аэрофлота» бодро заявило, что спасет компанию и реструктурирует все долги, успокоив и граждан, и кредиторов, и персонал, и пассажиров. Затем что-то не сложилось (не смогли найти 75 + 1% акций «Трансаэро»?). Не сложилось, поэтому будем банкротить, а «Аэрофлот» поруководит компанией – конкурентом, запустит процедуру его банкротства и заберет лучшие маршруты себе (прямо как пустить известное животное себе в огород). Я могу похвалить «Аэрофлот» - действует как первоклассный рейдер. Отличная работа, молодцы! Я серьезно. «Аэрофлот» без сомнения выиграет. А кто проиграет? Да все остальные!

Банкротство системообразующей компании «Трансаэро» означает:

1. Уход с рынка крупнейшей частной компании с 25-летней историей, увеличение доли «Аэрофлота» в перевозках до более, чем 50% рынка, сокращение рабочих мест и потеря части квалифицированных кадров, снижение конкуренции, увеличение стоимости билетов и снижение качества обслуживания.
2. Потерю банками более 200 млрд рублей, что приведет к уменьшению их капиталов (а желающих вкладывать в банки практически нет, банки торгуются с коэффициентом 0,6 к капиталу), что в свою очередь ведет к недофинансированию экономики в размере 1 трлн рублей.
3. Цепочку банкротств туроператоров, некоторых банков, поставщиков нефтепродуктов и т.д., опять потери рабочих мест, налогов и расходы на вкладчиков банков из АСВ.
4. Значительные прямые и косвенные потери государственного бюджета.

Удивительно, но инициатором банкротства выступает государство, хотя именно оно в итоге несет основные потери (конечно, за пределами 6 месяцев!), выступает не как стратег, рачительный хозяин и старший партнер, а как слепая акула, подавая сигналы рынку об окончательной победе государственной экономики над частной и готовности «палить» свои деньги и деньги граждан на достижение сиюминутных результатов.

Мировой опыт знает удачные и неудачные примеры участия государства при работе с проблемными компаниями. Возьмем кризис 2008 года в США, где на примере General Motors и Citibank мы увидели эффективные решения чиновников с сохранением компаний, рабочих мест и значительным дополнительным доходом в бюджет. Немало знает мировая история, в том числе и новейшего времени, успешных примеров спасения крупных авиакомпаний. Интересно, хоть кто-нибудь в правительстве ставил перед собой задачу проанализировать его?

Удивительно, но в то время, как государство хочет обанкротить компанию и взять на себя все расходы на это, частные банки хотят компанию спасти. Они предлагают конвертировать долги в акции, сформировать новую команду, сохранить рабочие места и конкуренцию – почему государству не помочь кредиторам, помочь выживанию, а не умиранию?! Дать шанс на спасение, обанкротить всегда успеем! Ответ видимо выходит за 3-6 месячный горизонт видения нашего Правительства.

И в заключение, хочу сказать о психологии и вере. В условиях экономических трудностей именно вера в то, что все можно исправить и наладить является самым мощным двигателем развития. Если не поддержать инициативу частных банков, то после еще двух-трех таких примеров, не надо будет удивляться усилению оттока капиталов и отъезду наиболее активных в другие страны.

Comments 
20th-Oct-2015 02:38 am (UTC)

Как ни странно это звучит, но - кардинально изменить ситуацию с компанией может "корпоративный коммунизм ".
Трудовые коллективы становятся со-акционерами.
Значительную часть "бюджета труда" - до 30% - локальные трудовые коллективы реинвестируют в акции компании-работодателя.
Внутренняя инвесто- и кредито-способности корпорации - увеличиваются более чем в 2 раза.
Резко повышается внутренняя пассионарность, производительность труда,  падают нерачительные издержки.
Коллективы занимаются внутренней оптимизацией,  а кредиторы и ре-девелоперы - внешней оптимизацией.
Именно на таком тандемном взаимодействии и создаётся синергия,  а синергия и есть тот ключ,  который создавая сверхрезультат и создаёт сверхэффективность.

20th-Oct-2015 03:18 am (UTC) - Трансаэро
Anonymous
А что действительно владельцы компаний ЛИЧНО не отвечают за крах компании?!!!
Просто удивительно, тогда , конечно, можно им так жить-наворовали на свои личные счета и адью)))).
Должны непременно отвечать своим ЛИЧНЫМ ИМУЩЕСТВОМ!!
То ли специально так в России сделали??
20th-Oct-2015 11:10 am (UTC)
А кто наворовал то извините ? Факты где?
(no subject) - Anonymous - Expand
20th-Oct-2015 03:50 am (UTC)
Ну во первых у Трансаэро самые Новые и Современные лайнеры! А проблемы начались из-за долларовых кредитов, которые как раз и брали на покупку нового парка самолетов! Аэрофлот теперь все это получит на халяву. Это продуманная акция Рейдерского захвата . К этому захвату приложил свою руку Греф, ну а где Греф там и другие из питерских!!
20th-Oct-2015 01:24 pm (UTC)
какие например самые новые?

сколько штук подскажите?

вот я не понимаю, вы зачем это пишите? есть же точная статистика - средний возраст самолётов - 17.2 лет (1996).
20th-Oct-2015 04:00 am (UTC)
Замечательная статья.
Хотя в данном, конкретном , случае я бы лучше о тесте на зрелость послушал применительно к Е-мобилю Федерации биатлона и партии Правое дело (вкупе с Гражданской платформой).
А так замечательная статья: поручик Шервинский обязательно прослезился бы, читая её
20th-Oct-2015 11:14 am (UTC)
Тоесть вам просто сказать нечего по существу темы. Говорите своими словами, мы некомпетентность и непросвещённость в принципе прощаем. Умных мало, держитесь ближе Михаила Прохорова!
20th-Oct-2015 04:49 am (UTC)

Зная некоторые мелкие моменты того что происходит в Трансаэро на самом деле,уже успел сделать выводы,что "рыба" там гниет с "головы" ,то есть так,как должное. Руководству на все и всех своих сотрудников начхать там с большооооой большой колокольни,и что тогда спрашивать с ВВП опять?? Опять он виноват?? Вот ведь какая редиска он опять да?
Нет.. Руководство там просто зажралось в Трансе в этом.. А как ты поступаешь со своими сотрудниками,так же когда то поступят и с тобой.. Что и происходит...

20th-Oct-2015 11:16 am (UTC)
Так вы бывший уволенный работник Трансаэро? И чем же вас обидели, поведайте!
20th-Oct-2015 05:05 am (UTC) - К сожалению, приговор Трансаэро уже (похоже) подписан
Да, опосредованно все граждане России и те компании, что работали с Трансаэро и кому Трансаэро задолжало не по кредитам: у крупных банков есть госгарантии по кредитам, выданным Трансаэро, а вот у остальных де-факто кредиторов их нет... Так что деньги Сбербанку и ВТБ "вернут".

Петицию "за спасение Трансаэро" на change.org наши правители проигнорировали.

Что же касается негативных изменений на авиарынке, они уже здесь: выросли цены на авиабилеты внутри страны на 20-50%. И в тот же Калининград (например) исчезли вечерние и утренние авиарейсы.

На вопрос "почему", предположу, что будет проведён закрытый залоговый аукцион по распродаже имущества Трансаэро среди "крупных кредиторов" - за копейки.
20th-Oct-2015 05:13 am (UTC)
однако спортивные экзерсисы гуглексам больше по душе :)
20th-Oct-2015 05:26 am (UTC)
Ничего удивительного нет.Скоро все частники обанкротятся,олигархи потеряют свои деньги (кто сам тратит,кого санкциями уничтожат) и опять будет все государственное.Потому что богачи сами уничтожают себя своими руками.Им надо было объединиться построить заводы по сборке самолетов,у себя в стране-кооперативные,а не покупать Б/У у иностранцев(к стати им хорошо помогли избавиться от старья)Также надо объединиться для строительства рыболовных судов и трейлеров.Обучать рабочим специальностям молодежь,а не ждать,когда государство за вас это сделает.Не ругать правительство а помогать государству в социальной сфере. Обеспечить хорошую зарплату рабочим,делать дотации тем,у кого маленькие зарплаты и пенсии. Люди будут больше иметь возможности покупать продукты,одежду,строить,делать ремонты,путешествовать,лечиться и т.д.Кто приносит вам деньги? -НАРОД. А вы рубите куст,на котором сидите.А теперь хотят,чтобы люди путешествовали,летали на самолетах и т.д. А вы представьте себе как люди живут на наши зарплаты.Сколько платят за квартиры,за свет,за ипотеку.. Вот поэтому и кризис- посмотрите в магазинах нет людей,даже за продуктами никого нет.Нас отучили тратить деньги,научили быть экономными.Вот результат.Так,что пеняйте сами на себя.Вы недальновидны,не умеете смотреть вперед,если вы вложите рубль- он принесет вам три...Должен быть оборот денег...Пишу,конечно,от имени народа.Может кто услышит?
20th-Oct-2015 11:25 am (UTC)
Я вас услышала. Но позвольте вас поправить, вы высказываете позицию свою изначально как категоричное неприятие олигархов, а далее вам не нравится поднятие цен на билеты, так ведь Аэрофлот то государственный. Не видите очевидного и как всегда - Вы, народ встаёте на ту сторону, где над вашими головами занесён большой топор. Квартиры, свет, ипотека-опять таки государство. Опять Путин не причём ? Почему лично вы в своём доме не назначите человека, требующего ежемесячно предоставлять отчёты потраченных ваших денег от начислений за жкх? Ну правда, почему? И когда уже пройдёт пелена с ваших глаз и вы научитесь ценить и уважать тех людей , которые бьются за ваше благо? Подумайте. А гадость лично мне вы всегда успеете написать.
20th-Oct-2015 05:48 am (UTC)
Anonymous
Интересно) если позиция правительства не зрелая. Дескать спасать компанию накопившую долги больше собственного капитала и не имеющую реальных перспектив в свете повышения расходов за лизинг самолетов и снижение покупательной способности граждан это не зрело. А почему тогда автору не проявить зрелую позицию и не спасти данную компанию за счет личных капиталов! Проявить, так сказать, гражданскую позицию и поступить зрело!
20th-Oct-2015 07:01 am (UTC)
В годы перестройки было наоборот. Государственные предприятия оказавшиеся в затруднительном положении, разорялись и уходили за гроши с молотка . Частные владельцы , то есть рабочие заводов и фабрик , держателе ваучеров, вынуждены были за батон колбасы отдавать свои доли новоявленным хозяевам . Слабое когда то государство, стало сейчас зеркальным отражением тех, кто , в 90-е , да и в 2000, вплоть до сегодняшнего дня, практиковал рейдерские захваты имущества менее предприимчивых. Ведь не секрет, что практика сжирания друг друга у толстосумом в практике. Сами научили, бумеранг возвращается. Сами устроили новогоднее оливье с отречением без какой либо демократии, сами пожелаете плоды, которые взрастили монстра. Почему МД вы не откликнулись каким либо постом, когда доллар взвыл ввысь в два раза, когда граждане стали беднее в два раза. Конечно Форбс публикует и об убытках толстосумах. Но потерять последнее рядовому гражданину, отложенное на образование, лечение близких не сравнится с потерями тех, у кого хватит на безбедное проживание многих поколений. Что посеяли, то и пожинаете. Государство скрыто заявило о национализации, об экспроприации, об эпохи монополии в лице государства, а точнее тех, кто за ним стоит. Передел собственности. Но при этом развал в образовании, здравоохранении, скрытая форма безработицы, отток рабочей силы в крупные города, концентрация населения в мегаполисах страны, отток умов в другие страны, рост преступности и очагов напряжения, обнищание населения. Про это вы не пишите. Ждёте, что по теории хаоса кривая выведет в правильном направлении. Дождались. Из-за молчаливого поведения , из-за позиции "моя хата с краю, ничего не знаю, в баскетбол виртуозно поиграю" , мы сегодня получаем Россию2015, когда выезжая за её пределы , стараешься не говорить на родном языке, стыдно. Короче, МД , вы за все в ответе. Вас Всевышний призвал, вам был в 2012 вотум доверия от народа, а вы решили отсидеться... Конечно вы можете отплыть с капиталом в другие страны ... И опять напишут: "как далеки они были от народа.." А можете , не дожидаясь, что "мир разрушим до основания, а потом". Сплотитесь и мирными усилиями предложите альтернативное оливье. Хочется пожить , посозидать и быть полезной в процветающей России. Ну, а Трансаэро - это частный пример, давайте уже мыслить глобально, а то не ровен час коллапс мировой случится ...
20th-Oct-2015 11:30 am (UTC) - Вы за все в ответе, ДК!
Anonymous
Все люди, в принципе созидатели, и сейчас созидают! Плохо, что Вы, Дина Камалова, стесняетесь за рубежом говорить на своем родном - татарском языке.
Каждый человек несет ответственность только за себя, и делает сам выбор как ему строить свою жизнь. Ну и если Вам очень хочется на кого-либо влиять, воспитывать, то начинайте воспитывать своих мужчин, мужчин Вашего клана, того же М. Башарова.))
20th-Oct-2015 07:23 am (UTC)
Anonymous
Полностью согласен. Со внутренней политикой у государства большие проблемы. Все больше думаешь о том, что мы возвращаемся в СССР. Когда же произойдет разворот к гражданам, когда наконец к нам повернутся лицом?
20th-Oct-2015 07:52 am (UTC) - Квази частный.
Anonymous
Преференции об отмене таможенных платежей (3,9 млрд.руб) с 1998 по 2014 при закупке самолетов и запчастей, явно семейное влияние на правительство. Было условие купить наши самолеты, которое не исполнители и т.д.
Использовали льготы так,что весь хлам скупили на Западе. В итоге старый автопарк. Очнулись в апреле 2015. Сделка через ВТБ лизинг.

И второй факт, это мнимые притворные операции в учете и сомнительная отчетность.

Объясните мне зачем было в учете "рисовать" бренд (Трансаэро) на $1 млрд.

Вы всё шутите, что в России есть один бренд Путин В.В., а вот вам пример бренд "Плешковы and Анодина" и стоит 1 млрд.руб.

Видимо отчетность настолько искажена и не соответствует реальности, но которая подтверждена аудиторами, что иного решения быть не могло.
Я не против помощи людям которые развиваются, я против лжи. (глава из книги))



20th-Oct-2015 11:43 am (UTC)
Сделка через ВТБ лизинг) говорите? А ВТБ , сбербанк и альфа-банк в первую очередь заявили о желании обанкротить Трансаэро. Странное совпадение ? Действительно). А вы разберитесь где ложь и правда . Правда в том, что сейчас надо спасать Трансаэро и обновить систему управления компанией.
20th-Oct-2015 08:47 am (UTC)
Да, Вы правы, но вот только одного я не понимаю - как такая компания вообще могла допустить банкротство? Ведь не за один же день накопились такие долги?
Простите, но спасать тонущий корабль с таким "грузом" это тоже не дело...
В этом вопросе я не могу выбрать чью-то конкретную сторону... не знаю кто прав.
P.S. Ах, да,.... наконец-то новая заметка!! Долго Вас не было... :о)

Edited at 2015-10-20 08:52 am (UTC)
20th-Oct-2015 11:38 am (UTC)
А вы подумайте сначало в какой стране хотите жить ? Динамично развивающейся в конкурентной среде, где не только летают компанией Аэрофлот, но и Трансаэро и ещё компаниями или вы хотите одного монополиста в лице государства, который будет владеть единолично компаниями, устанавливать цены завышающиеся, как мы это уже видим из Аэрофлота сейчас? И ответьте себе: за кого вы? За развитие или за застой ?
20th-Oct-2015 09:35 am (UTC) - Отчетность ТРАНСАЭРО
Anonymous
Посмотрела отчетность Трансаэро и меня заинтересовал вопрос в какой валюте МФК и прочие банки выдавали кредит за период с 2011 по 2014 год.

Во всех трех аудиторских заключениях за последние 3 года, по строкам заемных средств аудиторы делают оговорку. ..."поскольку участвуют операции в валюте...".

Вывод: Кредиты в валюте выданные Трансаэро, банкам нужно согласиться со списанием долга в размере скачка валюты за период с 2011-2014.

Отчетность явно недобросовестная,и вопрос к специалистам ВТБ, как могли заключить сделку по лизингу в апреле 2015.

Нет просроченной Дт и Кт, не верю, такого быть не может.

PS Предложение списать всем 20%, это извините грабеж. Кто-то будет списывать рублевый кредит, который и так обесценивается, а кто-то валютный на котором получил большую прибыль от курса валют.

И так если у вас честные намерения, напишите список полученных кредитов Трансаэтро , срок , валюту и сумму. Проценты укажите. (глава из книги)
20th-Oct-2015 11:33 am (UTC)
Обратитесь уважаемая в Трансаэро за предоставлением более глубокой информации.
Несомненно думаю много было неучтенных рисков со стороны банков, в том числе и тех, кто в первую очередь пошёл подавать иски с заявлением признать банкротом Трансаэро. Можно и год об этом рассуждать. Но что мы хотим сейчас? Монополии, смерти государства или всё таки конкурентноспособности страны как на внутреннем, так и на внешних рынках и развития? Если второе, то давайте спасём компанию общими усилиями!
20th-Oct-2015 09:39 am (UTC)
Да, вы все правильно написали. К сожалению страна стемительно катится в пропасть и все что было построенно за последние 25 лет, рушится и уничтожается. За какие-то 3 года из хотя и не 100% демократической, но в тоже время относительно благоприятной страны мы превратились в авторитарное государство с руководством, настольгирующем по совку. Позитивных мыслей по происходящему в России давно нет.


20th-Oct-2015 10:03 am (UTC)
К сожалению, ключевая фраза в в статье.
" Затем что-то не сложилось (не смогли найти 75 + 1% акций «Трансаэро»?)"
Вот и все частная собственность она такая.
Не захотели - возможностей заставить нет.
Альтернатива - как в 1917 г, когда эту самую собственность отбирали под дулом нагана.
(no subject) - Anonymous - Expand
Page 3 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
This page was loaded Apr 18th 2019, 10:28 pm GMT.