?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Куда пойти учиться? К вопросу о технологизации образования в России. 
26th-Mar-2008 05:02 pm
profile

Добрый вечер, мои дорогие гости,  
 
Спасибо за  ваши отклики, предложения, замечания, etc.  на "водородную" презентацию. Обещаю, что мы еще будем возвращаться к теме "глобализация".  Слишком уж важное влияние это явление имеет на наше настоящее и будущее.  Еще раз отсылаю всех интересующихся этой темой к книге Томаса Фридмана "Плоский мир".  Особенно  - с т.з. определений и классификации явления.))))

В комментариях я нашел очень много вопросов на тему "кем стать и на кого учиться сегодня".  Готов сегодня поделиться своими взглядами по этому вопросу. Тем более, что тема образования теснейшим образом увязана с вопросом глобализации. Поэтому - продолжим обсуждение. А заодно я постараюсь ответить на заданные вопросы.  Хочу сразу сказать, что я не специалист по системе образования. Я могу лишь поделиться личными впечатлениями, основанными на опыте подбора команды и разработки стратегии подготовки персонала в "Норильском никеле".

Важнейший момент: на мой взгляд, любое образование дает возможность системного подхода в личностном развитии. Куда пойти учиться – это зависит от ваших конкретных способностей и ваших же конкретных преимуществ.  Конечно, есть хорошие учебные заведения, а есть плохие. Но. Если Вы овладели системным подходом к познанию себя в окружающем мире, то дальнейшая работа может быть практически любой. При смене профессии может происходить «техническое» переобучение или специализация. Системный же взгляд, подход не будет меняться. (Хочу сразу оговориться –  это лишь общее правило и его нельзя понимать буквально, т.к. есть довольно большое количество исключений. Например, теоретическая математика и физика, где или обладаешь способностями понимать предлагаемую  логику, либо нет – притвориться и обучиться невозможно).

Понимаю, что "общетеоретическая говорильня" плохо отвечает на конкретный вопрос – "куда пойти учиться?". В жизни так часто бывает, что у молодого человека нет пока ярко выраженных и осознанных способностей. В этом случае моя рекомендация – изучить рынок дефицитных профессий с прицелом на 10-15 лет вперед. Сейчас в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация:  ежегодное число поступающих в ВУЗы превышает число выпускников школ. Несомненно, стремление учиться вещь хорошая. Но надо задать себе вопрос – а где ты будешь работать после института? Я занимался анализом рынка труда в России и могу с уверенностью сказать, что более 30 % студентов никогда не смогут найти работу по специальности. Я с этим столкнулся в Норильске, где из 220 тысяч жителей более 60 тысяч -  в "Норильском никеле". Так вот Норильский индустриальный институт и Ассоциация норильских вузов, объединившая филиалы не самых лучших российских вузов в Норильске, готовили кого угодно, только не специалистов для Норильского промрайона. Компания потратила много сил для создания совместной программы. Сейчас дела идут немного лучше.)))

Анализ движения рынка труда выявил главный кадровый дефицит нашей страны - высоко квалифицированные рабочие: слесари, ремонтники, наладчики, сварщики, фрезеровщики 6-х разрядов. Элита, от которой во многом зависит уровень технологичности нашей экономики. Если не решить эту проблему, то, на мой взгляд, существует реальная опасность уже в ближайшем будущем снижения темпов роста ВВП. Как решить этот вопрос? 

Я готов поделиться своими идеями и в ближайшие дни представлю вашему  вниманию работу «Технологизация российского образования».
 
Успехов в освоении новых знаний,

Михаил Прохоров
Comments 
27th-Mar-2008 08:27 am (UTC)
Добрый день!После "полного погружения" в систему образования,будучи как студенткой и аспиранткой,так и преподавателем,а также имея возможнось на себя испытать английские,китайские и наши особенности образовательных систем, я пришла к некоторым выводам:

-в нашей системе образования наблюдается перекос в теоретическую сторону!Естественно,на первых курсах без теории никуда.Но, ближе к окночанию, пропорции должны быть в пользу практики.К примеру,в Англии теоретичексий материал-это, в большей степени, вопрос самообразования.А вот за практикой очень серьезный контроль как со cтороны ВУЗа, так и со стороны организации,обеспечивающей у себя прохождение практики.

-формальный подход к практике-это плохой путь,2-3 месяца без особого контроля.Мне представляются оптимальными 2-3 семестра под руководством практикующего специалиста.В результате,студент имеет возможность лично ощутить пробелы в своих знаниях,а также уникальную возможность пообщаться с профессионалами,почувствовать каково это!Также, это помогло бы как с послевузовским трудоустройством,так и с продолжением образования и выбором направления магистратуры.

-дипломная работа:было бы правильно двойное руководство,как преподавателя так и специалиста,работающего в этой сфере!Сама форма дипломной работы должна соответствовать направлению!К примеру,бизнес -план:все о нем слышали,но составить грамотно не могут порой люди с высшим экономическим образованием.Тогда как в Гонк-Конге квалификационая работа по экон.направлениям пишется как раз в стилистике бизнес-плана.

-о магистратуре:в заграничных институтах принято деление магистратуры на научную и практическую.Этим делением и определяется содержание учебного процесса.

Есть еще много тонкостей,которые помогли бы сделать выпускников наиболее конкурентноспособными и отвечающими рыночному спросу.

PS:меж тем,заинтригованность нарастает: когда же наступит Настоящая Весна? :))
27th-Mar-2008 08:37 am (UTC) - технологизация или образованщина?
Можно получать образование, а можно обучаться специальности. Это несколько разные вещи.
Диплом о высшем образовании, не показатель. К термину технологизация. Классическое образование на данный момент в стране отсутствует, может у гуманитариев сохранилось.
Напомню, классическим оно может считаться при изучении и знании латинского и греческого.
Есть кандидаты наук и кандидаты, сколько сейчас диссерт стоит или докторская. Чиновники баллотируются в академики. В одном из постов, Вы Михаил, писали о 100тысячном коллективе,
сейчас количество работающих больше 60 тысяч, сократили столько? Сергей
27th-Mar-2008 09:14 am (UTC) - Re: технологизация или образованщина?
Anonymous
"Диплом о высшем образовании, не показатель" - А диплом о среднем или средне-техническом? А что тогда показатель - знание "мертвого" латинского и греческого?:) (есть понятия, которые со временем устаривают, это - одно из них)
По поводу увлечения учеными званиями -
Из Госдумы в академики
26.03.2008 07:03 | Ведомости
Политики, бизнесмены и госчиновники наравне с кабинетными учеными претендуют на звания академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук. После реформирования РАН ее престиж вырос, считают претенденты ....
По тому же отделению проходят президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян и член Национального банковского совета, сенатор Глеб Фетисов. «Избрание — это признание того, что ты что-то значишь в науке», — рассказывает Тосунян, для него научный статус членкора — высший критерий самореализации: «деньги зарабатывать интересно, но не настолько». Он баллотируется уже в третий раз....
После прошедшего в последние годы реформирования РАН ее автономия не уменьшилась, престиж академии не падает, а растет, считает Гринберг. Он напоминает, что в прошлые годы многие известные деятели не смогли избраться, но и сегодня нельзя предсказать выбор академической общественности. Ажиотаж вызван и психологическим феноменом переходного периода: если ты успешен, ты должен быть успешен во всем, полагает Гринберг.

Но по мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, РАН давно превратилась в подобие клуба и туда часто попадают «по выслуге лет», а научные заслуги большой роли могут не играть." Y

27th-Mar-2008 08:43 am (UTC)
Уважаемый Михаил Дмитриевич, здравствуйте! Рада была прочитать Ваш взгляд на выбор образования. Четко подмечено про дефицит квалифицированных рабочих! Про "технологизацию российского обрадования" будет реально интересно узнать - по сфере деятельности вопрос для меня актуальный.С уважением, Евгения.
27th-Mar-2008 08:57 am (UTC)
Определить "прецел на 10-15 лет вперед" не так-то просто. Нужно проанализировать огромное количество факторов. + Думаю, что некоторые из тех профессий, которые будут дефицитными через 10-15 лет, в России еще не преподаются.

А вообще считаю, что надо заниматься тем, чем нравится. Родители должны принимать активное участие в помощи ребенку разбираться со своими интересами..)

27th-Mar-2008 08:57 am (UTC) - изучить рынок дефицитных профессий ...
А мне кажется не дефицитных , а востребованных рынком...переизбыток юристов и экономистов - им работу сейчас найти легче некуда, без работы точно не останутся, а вот инженер, пусть и хороший, ему ещё сначала нишу для себя нужно найти, а потом в нее вписаться.

Рабочие специальности с развитием высоких технологий и робототехники вымрут это точно - вопрос - насколько быстро??? Мне кажется останутся лишь рабочие специальности креативного направления - краснодеревщики, портные, строители-отделочники (Ферари и Мерседесы VIP класса все равно и сейчас вручную собирают) и т.п.

Куда пойти учиться - лучше всего исходить из личных способностей и наклонностей, хотя в 17-18 лет действительно сделать такой выбор сложно...

PS: А что за грусть и печаль, сквозящая в посте. Что весны настоящей дождаться не можете??? Купите новые кроссовки 48-го размера - шоппинг и на мужчин благотворно действует...
29th-Mar-2008 01:05 pm (UTC) - Re: изучить рынок дефицитных профессий ...
"А мне кажется не дефицитных , а востребованных рынком...переизбыток юристов и экономистов - им работу сейчас найти легче некуда, без работы точно не останутся"

Если Вы не работодатель, не стоит забывать о том, что работодателями именно переизбыток приветствуется... очень помогает "оптимизировать" фонд заработной платы, знаете ли...
таким образом, этим рынком востребованны не каждый конкретный юрист или экономист, а их переизбыток

Для чего и какой ценой - это главные вопросы, на которые нужно ответить, выбирая будущую профессию.
Если целями работы являются только удовлетворение амбиций (карьерный рост) и обеспечение достойного материального положения (уровень заработной платы, как правило, напрямую зависит от должностного статуса), на первый план выходят-таки реалии конкуренции в условиях переизбытка специалистов.

В качестве примера позволю себе несколько разбавить радужность перспектив юристов, которым "работу сейчас найти легче некуда", процитировав юриста действующего.

"Я работаю в этой фирме уже почти полтора года. такого понятия как "повышение" у нас, впринципе, не существует.
Вернее, существует, но оно не осуществляется произвольно, есть строгие прявила, связанные со спецификой работы и законодательными требованиями.
Сейчас я - помощник адвоката. Через год и пару месяцев у меня появятся законодательные основания для сдачи экзамена для получения адвокатского свидетельства.
Где-то через пол-года после этого я могу претендовать на новый статус - адвокат.
За семь лет работы на фирме, лицо может претендовать на получение статуса партнера, через 10 - старшего партнера - и все, выше уже некуда.
Но присвоение этих двух последних статусов решается уже собственниками фирмы, на их личное усмотрение.
Помощника я смогу иметь только будучи в статусе адвоката, то есть, не раньше чем через 1,5 года.
Приблизительно так происходит карьерный рост адвокатов практически во всех странах - если это работа в юр. фирме".

"Я там ниже писала про возможности карьерного роста в компании. Так вот, далеко не все наши адвокаты могут позволить себе купить квартиру (разве что в кредит на тысячу лет :-/, если есть семья и работают и муж, и жена).
Две наши сотрудници в этом месяце вышли в декрет - обе работали практически до последнего дня и собираются в декретный отпуск не больше чем на 4 месяца.
Причина банальна, надо зарабатывать, и этому посвящается ВСЯ ЖИЗНЬ, часто без выходных, с утра и до ночи.
Когда я думаю о такой жизни - меня тоска берет.
Может, когда-то я и буду здесь зарабатывать более-менее нормально, но никакой жизни помимо работы у меня уже не будет... как у них всех. И когда я захочу иметь детей мне надо будет не представляю откуда взять на это время. А воспитывать их кто будет, пока "мама" как всегда, на работе?"

Имеет ли смысл "без работы точно не остаться", если работа не приносит удовольствия, морального и эмоционального удовлетворения?
Безусловно с Вами согласна а части "лучше всего исходить из личных способностей и наклонностей". Именно их реализация доставляет удовольствие и удовлетворение.
И только получая удовольствие от процесса, можно стать профессионалом "6-го разряда" в любой области.
Возвращаясь к примеру, можно претендовать на статус партнёра через 7 лет, но и через 27 лет претензии не будут удовлетворены, если не быть специалистом высшего разряда.
27th-Mar-2008 09:22 am (UTC)
Михаил,искренне рада нашей очередной виртуальной встрече!!!)))
Самое главное,выбирая направление образования-думать и его прикладном характере,а не о престижности и корочке!
27th-Mar-2008 10:03 am (UTC)
Interesting material. With many good points and a few weak points :)
Probably the adjustment of Russian work force to the present market requirements (taking into account the conditions of the globalization tendency, since we are in the „globalization master class :)) involve a specific orientation of the youth options concerning their education.
A centralized strategy regarding the educational system is a must in Russia (and not only); with different statements on the regional conditions, the educational level aspects and also the quality of schools.
And, looking at Russia of the last years, I would say that strategy if it is not already stated, it will be soon :)
Best regards.
27th-Mar-2008 12:58 pm (UTC)
Согласен с Михаилом Дмитриевичем, при выборе профессии нужно смотреть на годы вперед. Образование дает системный подход - попросту говоря учит мыслить. Ну а работать можно потом кем угодно. Вот, например, хорошая специальность - финансист)). И в банке можно работать, и в страховании, аудите, бухгалтером, управляющим и т.п.))

С уважением, Дмитрий, студент 5-го курса Финансовой академиии
27th-Mar-2008 01:56 pm (UTC) - Всё ли в наших руках? Да!!!
Доброго дня , хозяину блога :)))! Нашему государству неплохо было бы вернуться к плановой экономике , поскольку мы всё больше напоминаем сырьевую базу без определённой стратегии развития . В условиях надвигающейся глобализации и интеграции , когда появится возможность беспрепятственного передвижения по миру , с самоопределением будет меньше проблем. А чтобы детям легче было представить себя в стремительно меняющемся мире необходимо развивать их творческие , креативные навыки , широту взглядов . Надо , чтобы они ощущали свою сопричасность , в том числе и материально мотивированную . В связи с этим считаю , что в школах должно быть больше прикладных наук , так сказать , наглядной агитации ( это задача гос-ва ). Моей настольной книгой , например , была "Занимательная физика" Перельмана , а преподавание сего предмета в школе вызывало лишь скуку и раздражение , а ведь это одна из базовых наук . По - прежнему актуально знание языков . И безусловно , обучение школьников ремёслам , чтобы никакая безработица была не страшна . Слепая родительская любовь , обеспечивающая им "сытые тылы" лишь оттдаляет от самоопределения , делая инфантильными и безответственными , а на самом деле всем управляет страх оказаться "не у дел" , вот почему "прозрачное" госпланирование необходимо , благодаря ему и смена президентов станет лишь рабочим моментом : ) С уважением и благодарностью , Анна. P.S. Звезда , Вы наша , путеводная :)
31st-Mar-2008 07:43 am (UTC) - Re: Всё ли в наших руках? Да!!!
Anonymous
Кое-что из перечисленного - уже реальность, несмотря на отсутствие плановой экономики:)
27th-Mar-2008 02:39 pm (UTC)
Добрый день,Михаил Дмитриевич!
Интересные вопросы затронули. В наши дни многим приходится менять свою профессию, учиться новым специальностям. Вообще - то, любое образование развивает человека, обогащает его духовный,творческий мир. Я, например, в школе и университете изучала французский язык. После окончания университета жизнь дала знать, что нужно знание английского языка. Пришлось выучить. В данный момент учусь в Международной Школе Экономики. Преподаватели у нас из Англии,Бельгии,Америки. Обучение ведётся на английском, язык выучила в совершенстве, да ещё и второе образование получаю. Планов на будущее никаких не строю. После окончания ( в мае этого года ) жизнь сама подскажет, что дальше делать.
Эльмира

P.S. Кстати, если верить статистике, люди с высшим образованием в среднем живут дольше и меньше болеют.
27th-Mar-2008 04:14 pm (UTC)
Anonymous
Два высших образования, английский - в совершенстве - но если планов никаких (ждете, что подскажет жизнь или кто-то, зачарованный Вашими дипломами, будет думать о реализации Ваших знаний), дипломы эти можете положить в рамочку под стекло уже сегодня (если родители не позаботились о "мягкой посадке":)
27th-Mar-2008 03:44 pm (UTC)
Лично я подбирал специалистов для офиса, которые не имеют понятия о том, что им предстоит делать. Я сам научил бухгалтерии человека закончившего философско-экономический факультет за три месяца и т.д. Человек с опытом плох тем, что когда ему говоришь сделать, он сразу видит проблемы исходя из предыдущего опыта и говорит это невозможно. Человек не имеющий опыта берется и делает как ему объяснили.

При подборе кадров смотрю:
1. коммуникабельность
2.быстрота реакции (мышления)
3. Чувство юмора.
4. Способность обучатся.
Остальное не так важно. Дипломированного юриста никогда не возьму на должность юриста.
27th-Mar-2008 04:18 pm (UTC)
Anonymous
Ваша логика ясна и понятна - тот кто не знает законов, не будет Вам перечить ни в чем, при том, что ответственность будет нести вне зависимости от того, отдавал он отчет своим действиям или нет ( не знание закона не освобождает от ответственности).
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
(no subject) - Anonymous - Expand
27th-Mar-2008 04:52 pm (UTC)
Вообще - то, в народе говорят, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему свои планы на будущее
27th-Mar-2008 05:12 pm (UTC)
Зорг стал привычным всем "спутником" Яны. Но я решил все изменить.

Яна, я понял, что в отношении к злу Вы обогнали даже Зорга.

Вот пост, после которого я долго думал.

"А я как работодатель иногда провожу нечто вроде теста - в ситуациях, когда предлагаю работу более высокой ступени человеку, который сейчас находится на более низкой: делаю деловое предложение и спрашиваю, какой он видит свою зарплату на этой должности. Если человек первым делом заведет разговор о большой зарплате (такой, как у всех в городе на такой должности) - 98% уверенности, что работу эту я ему не поручу. Потому как такой "товарищ" неадекватен в своих претензиях. Меня как работодателя устраивает вариант, когда человек осознает, что не имеет достаточной компетенции для предложенного уровня и готов учиться, при этом САМ понимает, что за учебу полагается "стипендия", а не зарплата профи (хотя я готова платить много за хороший результат). Так что спасибо за то, что организовали выставку мнений на эту тему - было интересно. Просто на это мы с Вами смотрим по-разному. Единственное, что во всем этом напрягает - гораздо приятнее общаться с тем, кто хоть как-то (хоть просто выдуманным ником) себя персонифицировал. А так - напоминает анонимки в советское время (хотя, конечно, свобода выбора).
Яна"

Яна, расскажу историю.

Набирал персонал в одну из групп и пришел молодой человек, опыта в нашем бизнесе не имеющий. Как все молодые люди зарплату хотел высокую.
Я видел, что его придется многому учить. НО также и то, что образ мысли, логика, и другие качества, необходимые для позиции, на которую нужен был человек, были подходящие.
Стал я проводить глупые эксперименты? НЕТ!
А что я сделал?
Я С НИМ ПОГОВОРИЛ!
Объяснил ему ситуацию, как есть. И договорился о перспективах, и возможности роста его дохода по мере роста его профессионализма и результатов, важных для бизнеса.
Так вот этот человек смог в критической ситуации для непрофильного для нас проекта сделать то, что не смогли люди вышестоящие, опытные из соответсвующего подразделения и, фактически, спас проект.

Так вот, Яна.
Мы с Вами действительно по-разному смотрим на ЭТО.
Что делает невозможным наше счастье.

Прощайте, Яна!
27th-Mar-2008 05:14 pm (UTC)
Добрый вечер, Михаил Дмитриевич!
Чтобы решить проблему дефицита квалифицированных рабочих на мой взгляд необходимо государству и частным компаниям возродить ПТУ.
По телевидению и в СМИ , освещать какие есть предприятия что они производят,кто и как там работает.
Создается такое впечатление что в стране работают только артисты и футболисты ,которые получают заоблачные гонорары.
А самое главное рабочим надо платить эти гонорары,"элите ,от которой зависит уровень технологичности нашей экономики ".И тогда кто не хочет и не может учиться, пойдет в рабочие и принесет больше пользы себе,и стране.
В советское время много было рабочих с высшим образованием. Потому что квалифицированные рабочие т.е токари,фрезировщики,сборщики,сверловщики и т.д.6-х разрядов получали больше инженера. И молодежь глядя на них подтягивалась.Была смена поколений.

С у.Ольга Васильевна
27th-Mar-2008 06:05 pm (UTC)
Михаил, спасибо, что напомнили о том, что всегда лучше при исследовании каких-либо вопросов обращаться к первоисточникам, а не спрашивать мнение тех, кто не всегда разбирается в вопросе на том же уровне, что авторы этих первоисточников.

Так и поступлю.


Немного удивило мнение о физике и математике, но, видимо, здесь работает тот же принцип. Почитаю что-то у людей, которые знают этот предмет.

Спасибо за науку.
Page 4 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
This page was loaded Jul 20th 2019, 2:54 am GMT.