?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Куда пойти учиться? К вопросу о технологизации образования в России. 
26th-Mar-2008 05:02 pm
profile

Добрый вечер, мои дорогие гости,  
 
Спасибо за  ваши отклики, предложения, замечания, etc.  на "водородную" презентацию. Обещаю, что мы еще будем возвращаться к теме "глобализация".  Слишком уж важное влияние это явление имеет на наше настоящее и будущее.  Еще раз отсылаю всех интересующихся этой темой к книге Томаса Фридмана "Плоский мир".  Особенно  - с т.з. определений и классификации явления.))))

В комментариях я нашел очень много вопросов на тему "кем стать и на кого учиться сегодня".  Готов сегодня поделиться своими взглядами по этому вопросу. Тем более, что тема образования теснейшим образом увязана с вопросом глобализации. Поэтому - продолжим обсуждение. А заодно я постараюсь ответить на заданные вопросы.  Хочу сразу сказать, что я не специалист по системе образования. Я могу лишь поделиться личными впечатлениями, основанными на опыте подбора команды и разработки стратегии подготовки персонала в "Норильском никеле".

Важнейший момент: на мой взгляд, любое образование дает возможность системного подхода в личностном развитии. Куда пойти учиться – это зависит от ваших конкретных способностей и ваших же конкретных преимуществ.  Конечно, есть хорошие учебные заведения, а есть плохие. Но. Если Вы овладели системным подходом к познанию себя в окружающем мире, то дальнейшая работа может быть практически любой. При смене профессии может происходить «техническое» переобучение или специализация. Системный же взгляд, подход не будет меняться. (Хочу сразу оговориться –  это лишь общее правило и его нельзя понимать буквально, т.к. есть довольно большое количество исключений. Например, теоретическая математика и физика, где или обладаешь способностями понимать предлагаемую  логику, либо нет – притвориться и обучиться невозможно).

Понимаю, что "общетеоретическая говорильня" плохо отвечает на конкретный вопрос – "куда пойти учиться?". В жизни так часто бывает, что у молодого человека нет пока ярко выраженных и осознанных способностей. В этом случае моя рекомендация – изучить рынок дефицитных профессий с прицелом на 10-15 лет вперед. Сейчас в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация:  ежегодное число поступающих в ВУЗы превышает число выпускников школ. Несомненно, стремление учиться вещь хорошая. Но надо задать себе вопрос – а где ты будешь работать после института? Я занимался анализом рынка труда в России и могу с уверенностью сказать, что более 30 % студентов никогда не смогут найти работу по специальности. Я с этим столкнулся в Норильске, где из 220 тысяч жителей более 60 тысяч -  в "Норильском никеле". Так вот Норильский индустриальный институт и Ассоциация норильских вузов, объединившая филиалы не самых лучших российских вузов в Норильске, готовили кого угодно, только не специалистов для Норильского промрайона. Компания потратила много сил для создания совместной программы. Сейчас дела идут немного лучше.)))

Анализ движения рынка труда выявил главный кадровый дефицит нашей страны - высоко квалифицированные рабочие: слесари, ремонтники, наладчики, сварщики, фрезеровщики 6-х разрядов. Элита, от которой во многом зависит уровень технологичности нашей экономики. Если не решить эту проблему, то, на мой взгляд, существует реальная опасность уже в ближайшем будущем снижения темпов роста ВВП. Как решить этот вопрос? 

Я готов поделиться своими идеями и в ближайшие дни представлю вашему  вниманию работу «Технологизация российского образования».
 
Успехов в освоении новых знаний,

Михаил Прохоров
Comments 
27th-Mar-2008 08:22 pm (UTC) - для Камиллы
Если правильно всё прочитал Ваше имя Камилла.
Как говорят в таких случаях, я не знаю, как у вас, а у нас в Австралии.
Если Вы помните, большевики систему образования менять не стали, оне исходили из посыла,
что сумма разума на земле постоянна, а население растёт, следовательно…
Михаил, честно предупредил, что не является специалистом, пока ребёнка в школу не водит. Некоторые пишут, что есть мастера. Теперь о перекосах и уклонах, что есть теория, по сути своей пока невостребованные знания. Это является общим местом, английская система, готовит узких специалистов. В системе устоявшихся ценностей, условностей оптимальный вариант. У нас такое произойдёт не скоро. Обучение происходит исходя из принципа, на случай на всякий надо знать.
Михаил учился на финансиста, а защитился, я шибко не интересовался, говорят по каким- то дизелям. Видать, что математику со статистикой крепко учили. Это ещё чего, учился на бухгалтера, а защитил кандидатскую как зоотехник, у нас тут один глава района. Всё равно, что после консерватории стать биологом. У нас ребята в сельхозе умные.
Но это так, детали. Вопрос о практике. А нужен практикант хорошему специалисту, нет.
Почему нормальные преподы не валят, да время им жалко своего. Бывает, что преподают практикующие люди. Всяко бывает. Вы пишите даже о том, что студент способен ощутить пробелы в знаниях. Описываемая Вами система исходит из штучного производства. Это могут себе позволить 10 – 20 универов во всё мире, по числу серьёзных научных центров. Готовя так далеко не всех своих студентов.
Проблема в другом, где взять студентов.
Сергей
28th-Mar-2008 08:09 am (UTC) - А если посмотреть несколько шире...
Для себя я решил постоянно обновлять табличку с событиями, которые для меня являются маяками на пути в будущее. Под каким углом зрения я смотрю на происходящее вокруг меня? Ответ простой: Я хочу быть востребованным через 15 лет. Именно поэтому я постоянно задаю себе вопросы: Где мое, наше место в том мире? Что я должен сделать сегодня, чтобы это было шагом на пути к желаемой позиции в неотвратимом будущем?
С табличкой можно познакомиться здесь

28th-Mar-2008 10:15 am (UTC)
Михаил Дмитриевич, а можно Вам предложить выступить с Мастер-классом перед слушателями программы МВА АНХ при Правительстве РФ...
28th-Mar-2008 10:47 am (UTC)
Anonymous
Он же Финансовую академию спонсирует и т.д.
28th-Mar-2008 01:26 pm (UTC)
Господа,а у нас в городе распространяется такая тенденция:юристы и экономисты переучиваются на обмотчиков и укладчиков...надо - же как -то жить.
28th-Mar-2008 03:17 pm (UTC) - Куда пойти учиться?
Михаил здравствуйте.
Приятно видеть вас снова!
Отличная тема "Образование в России", а самое главное актуальная. Вполне согласна с тем,что на данный момент кадровый дефицит в нашей стране - высококвалифицированных рабочих: слесарей,ремонтников, наладчиков,сварщиков и фрезеровщиков. И не всегда в ВУЗАХ и ПТУ готовят настоящих специалистов по нужному профилю.
За себя скажу. Учиться и повышать уровень образования люблю.Просто не представляю себя без получения новой информации.Имею высшее экономическое образование,которое мне пригодилось в ведение бизнеса.
Планирую будущее сына.Сейчас он учиться в 1 классе Гимназии,которая сотрудничает с ВУЗОМ. Конечно вижу его с высшим образованием и на престижной должности,либо в перспективном бизнесе. Поэтому тема "Куда пойти учиться?" значима для меня.
Кстати,Михаил,8-9 апреля приеду в Москву на Конференцию для Лидеров(ТВК"Крокус Сити"). Поэтому,при встречи,могу поделиться с вами полученной информацией.
Отличных вам выходных. Пишите чаще.
Ольга Андро де Бюи Гинглятт
28th-Mar-2008 04:52 pm (UTC) - Алекса
Anonymous
Уважаемый Михаил Дмитриевич!
Вы так много и с оптимизмом говорите о том, что готовы поддержать российскую науку! Это только слова!!!
Я обращалась в Ваш фонд с просьбой выделить грант для моего участия в двух международных научных конференциях - я получила приглашения выступить с докладом, но мне ответили в фонде, что финансируют только научные проекты Норильска и Красноярска.
А Москва - это не Россия?!!
Может Вы лично откликнитесь и поможете!!!
Я очень буду ждать Ваш ответ по адресу: alvi.90@mail.ru
Благодарю!!!
1st-Apr-2008 08:13 pm (UTC)
Anonymous
Гранты обычно выделяются в целях проведения конкретных научных исследований, которые представляют тот или иной интерес, а вовсе не для участия в международных конференциях, которые, скорее всего, и отношения то никакого не имеют к тем направлениям исследований, в которых заинтересован фонд, который эти гранты выделяет. Н.
29th-Mar-2008 09:39 pm (UTC)
Проблема образования в России – одна из главных!Вы, Михаил Дмитриевич, пишите: «В жизни так часто бывает, что у молодого человека нет пока ярко выраженных и осознанных способностей.» А почему у молодого человека их нет?Да потому что в школе загнобили, потому что наши учителя (за редким исключением - это те люди, кто не смог в 90-х перестроиться на рыночную экономику и остался работать в школе.Про современных специалистов пачками выпускаемых из пединститутов, можно вообще промолчать-полнейшее незнание психологии, педагогики, а иногда и своего предмета:(И чему эти люди могут научить??? Им не выгодно, что бы каждый ребенок был отдельно развитой гармоничной личностью,потому что тогда на каждого надо тратить больше времени, сил, своих знаний и умений. Этим горе-учителям проще всех раскрасить в один цвет и сказать: «Вы все зеленые, и не фига быть кому-то красным!!!! А кто будет - тот лузер и изгой!!!!». Дети забиваются и перестают быть собой, они становятся «как все». И мальчик (или девочка) с прекрасными способностями прожигает свою жизнь.Только потому, что кто-то недоразгледел в нем гениальность в маленьком возрасте!И вот как в таком случае определить «ярко выраженные и осознанные способности»? я не знаю Далее.
«Анализ движения рынка труда выявил главный кадровый дефицит нашей страны - высоко квалифицированные рабочие: слесари, ремонтники, наладчики, сварщики, фрезеровщики 6-х разрядов. Элита, от которой во многом зависит уровень технологичности нашей экономики». Абсолютно с Вами согласна.А откуда им взяться – это ведь «не модно»!Модно быть моделью, «папенькиным сынком», «дорогой проституткой», тансексуалом (это все теперь тоже профессии), на худой конец юристом или экономистом, а слесарем 6 разряда – не модно!!! Знаете, что сказал один известный ведущий при аудитории 150 молодых людей на одной из съемок: «Все должны учиться либо на экономистов, либо на юристов, в МГИМО или МГУ», на мой вполне резонный вопрос: «А кто, собственно будет хлеб выращивать?», он ответил: «А Я не ем хлеб», понимаете, он не есть хлеб и плевал он, что его ест вся остальная страна! К чему я это? А к тому, что людям с з/п в 15 000 рублей пропагандируют жизнь гламура(и никого не волнует, что реально «гламурную жизнь» в тусовке могут позволить себе от силы человек пять, остальные же,ездят на метро, не моют ноги перед сном и живут за счет подачек«богатеньких Буратино»). Все хотят жить красиво( заметим: не счастливо, а красиво). А слесарь(пусть и 6 разряда) – это не красиво!!!Но все может измениться. Михаил, можете внести посильную лепту. Вот поедете в следующий раз в Куршавель,прихватите с собой помимо 16 моделей, 5-6 слесарей или сварщиков, в виде поощрения за хорошую работу. Разрекламируйте это, растиражируйте в газетах и народ косяками потянется в ремонтники:)Покажите, что Вы близки к народу, а не к только к созданиям на 15сантимитровых шпильках! Я не видела ни одной фотографии, где олигарх Прохоров жмет руку сварщику, зато видела массу, где Прохоров в окружении красивых девушек!Покажите, что профессия сварщиков, слесарей, накладчиков и ремонтников – уважаема, что профессионализм в этой сфере признается, так же как и профессионализм в любой другой профессии.
И последнее «Но надо задать себе вопрос – а где ты будешь работать после института?». Это правильно. Вообще себе почаще надо задавать вопросы, может тогда, и смысл жизни будет более четким?
30th-Mar-2008 09:23 am (UTC)
"А почему у молодого человека их нет?Да потому что в школе загнобили, потому что наши учителя (за редким исключением - это те люди, кто не смог в 90-х перестроиться на рыночную экономику и остался работать в школе [...] И мальчик (или девочка) с прекрасными способностями прожигает свою жизнь.Только потому, что кто-то недоразгледел в нем гениальность в маленьком возрасте!И вот как в таком случае определить «ярко выраженные и осознанные способности»?"

Может, попробовать чаще встречаться со своим ребёнком?
В школе учат не те и не тому... а родители 10 лет где были? Карьеру делали или из последних сил зарабатывали деньги на будущее высшее образование любимого чада?


"Вот поедете в следующий раз в Куршавель,прихватите с собой помимо 16 моделей, 5-6 слесарей или сварщиков, в виде поощрения за хорошую работу".

А отбор этих 5-6 счастливчиков каким образом будет происходить?
О! Можно воскресить конкурс "Лучший в профессии". Всероссийский.
Но Лучший - он ведь один. Вот Лучшего - в Куршавель: "Мужик! У тебя золотые руки! Отныне тебе присваивается почётное звание "зОлушек"! Ты получаешь приглашение на бал в Куршавеле! Там столько принцесс!!!.. Посмотришь, понюхаешь, как пахнут девушки не_слесарей... А потом - "возвращайся к своей старухе" да сыну расскажи, как отдыхают те, кто учился не в ПТУ, а в Финансовой Академии..."

Профессиональный конкурс - дело хорошее.
Особенно, если наградой победителю станет не телевизор или холодильник, а... исполнение желания, например :)
Кому-то для счастья не хватает квартиры, кому-то машины, а кому-то - гранта на обучение сына в Финансовой Академии... Пусть Победитель получит свою Награду :)
А конкурс можно так и назвать: "Золотая рыбка - Золотым рукам" ...)))
1st-Apr-2008 02:08 pm (UTC) - Cyr
Anonymous
Проблема не в том, что "стране нужны высококлассные...". Вопрос в другом - страна этим "высококлассным.." нужна? И что на самом деле нужно. Зарплата высокая? Да, но не только. Очень многие соглашаются на меньшую зарплату где-нибудь за бугром. Почему? Потому что здесь небезопасно с высокими доходами, возможности роста ограничены, дело не такое, за которое интересно браться, тусовка неинтересная, начальники кретины, все свою "вертикаль укрепляют".
Кроме того, учиться на "классного фрезеровщика 6 разряда" неперспективно. Через 10-15 лет учебы такой профессии уже не будет, роботы заменят. А вот инженерному делу, особому складу мышления и окаянству учиться след... Это будет востребовано при любом раскладе. И самостоятельности в принятии решений. А этого в представленной презентации про технологизацию образования, увы, нет. Там идеологии затыкания дырок есть, а не образование. Решение через укрепление связи между школой-ПТУ и производством ничего нового не несет. А претензия на новое, а не на реставрацию советского, сделанного, надо признать, эффективно, но для иных целей - целей индустриализации. А эта эпоха, к счастью, уже прошла. Нужна не реставрация, а создание нового.

Всем рекомендую Книгу Георгия Петровича Щедровицкого "ОРУ"
Организация, Руководство, Управление на http://oru2.narod.ru/book/01-lect1.htm. Там как раз про инженерное мышление, в частности.
2nd-Apr-2008 06:23 pm (UTC) - Re: Cyr
Огромное спасибо за ссылку :)
Поняла, с какой целью мною не было осилено высшее образование... и жизни не прошло :)

Жаль, что не разместили эту ссылку в более поздней "Технологизации...", там она была бы очень "в тему" :)
3rd-Apr-2008 02:41 pm (UTC) - Повернуть ли потоки вспять?
Сознание однажды расширившись под влиянием идеи, не вернётся в обратные рамки. Я никогда не смогу поверить в престижность низкоинтеллектуального труда. Даже PR проекты не помогут убедить миллионы безработных экономистов стать токарем или слесарем, и даже за большие деньги.

Кстати про большие деньги - это практически невозможно назначить высокую зарплату трудягам - потому мы и развивающийся рынок, что человеческие ресурсы у нас дешёвые.

Михаил Дмитриевич, направьте ваши усилия на роботизацию токарного дела. Тогда Вам не придется убеждать подрастающее поколение в том, что быть токарем - это круто.

Люди будут менять свою жизнь либо когда они терпят бедствие, либо когда они охвачены энтузиазмом...

3rd-Apr-2008 07:32 pm (UTC) - Re: Повернуть ли потоки вспять?
в 15 слайде презентации "Технологизация...": "Создание пилотных центров современных технологий..." и далее по тексту.
Очевидно, что предлагается обучать вьюношей не работе на станках их дедушек. Даже в роботизированном токарном производстве нужен будет живой "контролёр кнопок". Или нет?
29th-Jun-2008 04:27 am (UTC) - Анна
Anonymous
Михаил Дмитриевич,женитесь наконец, пожалуйста!
И не мучайте девушек, проявите гуманность)))
Столько дам страдает! Половина женского населения страны безнадёжно о Вас вздыхает, а ведь надо увеличивать рождаемость!!!Вторая половина обижена тем, что близок был локоток, а укусить не удалось. И гадости злобные от досады пишут. А когда женитесь, глядишь и успокоятся - переключатся на другой объект. Опять же рождаемость повысится.))))

С уважением, Анна.
20th-Sep-2008 06:39 pm (UTC)
Имея опыт преподавания в государственном ун-те, могу сказать, что систему, если не поменять и сам подход к образованию все идет к кризису. Нужна реформа, помогла бы не гос. аккредитация ВУЗов, а какого-то общего совета ведущих ВУЗов страны.
28th-Jul-2009 06:20 am (UTC) - образование 2009
Anonymous
Торопитесь, ребята, с инновационными открытиями, используйте все имеющиеся умы. Через 7 лет не будет уже ученых (останутся только «неуправляемые гении») – видели, как теперь поступают в ВУЗы? 300 чел. на место, из них больше половины даже заявление без ошибок написать не могут (я понимаю по окончанию ВУЗа забыть язык, но ведь не при поступлении же :) ). Когда я училась в ВУЗе мне говорили, что мы уже должны «все знать» (знать больше, чем дают в школе), чтобы за 5 лет стать хорошими специалистами по выбранной специальности (по сути 5 лет – только на «повышение квалификации»). Я же считала, что пришла Учиться, и имею право получать ответы на заданные вопросы. Обижалась в душе. А сегодня? Вижу два варианта: 1. у студентов не будет вопросов, потому что основной вопрос будет – вопрос красивого оформления, а точнее – как списать купленную работу без ошибок ; 2. умные ребята, видя поглощающую массу дурней, будут опускать руки или поймут что «проще» и пойдут по пути наименьшего сопротивления – закон толпы (?); исключение составят «гении» - кому пофиг на все, кроме знаний. Но стоимость жизни не даст никому забыться…
Еще грустнее думать о преподавателях. Вы бы видели, с каким удовольствием они говорили нам: «Ваш поток гораздо лучше предыдущего…», хотя и здесь не обходилось без но.
Никак не пойму – почему нет возможности проводить экзамены в ВУЗах в дополнение к ЕГЭ? Ведь ВУЗ – это не детский сад или школа – даже туда сейчас идет отбор ребят. И не потому, что кто-то богаче/беднее, а потому что ребята готовы/ не готовы, математики/ гуманитарии… А ВУЗ – это куда более (как минимум не менее) высокая ответственность: верю, что для кого-то это ЕГЭ реально «открыло» дорогу – я в мое «долларовое» отрочество не замахивалась на столичный ВУЗ, через 7 лет при таком тупом подходе столичным ВУЗом буду пренебрегать уже я. Ребята, Вы глобалисты, Вас слышат. Преподаватели растеряны – они привыкли работать с отобранным, сильным «материалом». Пусть есть в платных группах богатенькие недоумки, но ведь все-таки набирались и по знаниям? Или я ошибаюсь и спасать уже действительно нечего?
11th-Aug-2009 06:06 am (UTC) - образование2009
Попробую уточнить последнее восклицание (см. выше anonymous)!
В.В. Жириновский вчера сказал, что круто все с ЕГЭ стало. Некому теперь платить. Не правда. Если за ЕГЭ получают «5» люди, которые потом без ошибок писать не могут, то было, значит, заплачено. Только не в институтах, а в школах. Только вот знаю, что в хорошей школе результат будет «правильным» (без подсказок и проч.). И вот получит такой /такая лапочка «4» и нет ей/ему пути дале, т.к. мама/папа в свое время хотели «дать ребенку лучшее образование», а это значит – сложная программа, воз знаний и совсем не обязательно «высш.» балл за все ответы, а умение логично мыслить и т.п. И вот итоговый экзамен – ошибка и отсутствие возможности реабилитироваться (я, скажем, тесты вообще писать не умею – все, значит, таким как я – забыть об образовании у лучших преподавателей страны).
И в институте все равно было заплачено (если уж совсем нет веры нашим комиссиям), чтоб «войти в список». Зато результаты олимпиад хотят не учитывать. А ведь в таких конкурcах как тот же Селигер без работающей головы…
Ай, в общем, пора заканчивать с этим наивняком и не думать, что забрезжил рассвет и начинать откладывать деньги на институт тоже, начиная с рождения ребенка :), прям как в Европе – уровень обеспечения определяется уровнем института (з/пл родителей), так ничего и не изменится к лучшему. Круто.
Да, ладно, в общем все это мелочи по сравнению с мировой революцией.
Принцип выживания, нечего распаляться. Удачи всем.
Поднимемся все равно на зло всем врагам. :)
29th-Mar-2010 02:29 pm (UTC)
Как приятно, что моя точка зрения совпадает с мнением умного человека (даже высказанного столь давно :))
Page 5 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
This page was loaded Jul 18th 2019, 5:11 pm GMT.