?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Куда пойти учиться? К вопросу о технологизации образования в России. 
26th-Mar-2008 05:02 pm
profile

Добрый вечер, мои дорогие гости,  
 
Спасибо за  ваши отклики, предложения, замечания, etc.  на "водородную" презентацию. Обещаю, что мы еще будем возвращаться к теме "глобализация".  Слишком уж важное влияние это явление имеет на наше настоящее и будущее.  Еще раз отсылаю всех интересующихся этой темой к книге Томаса Фридмана "Плоский мир".  Особенно  - с т.з. определений и классификации явления.))))

В комментариях я нашел очень много вопросов на тему "кем стать и на кого учиться сегодня".  Готов сегодня поделиться своими взглядами по этому вопросу. Тем более, что тема образования теснейшим образом увязана с вопросом глобализации. Поэтому - продолжим обсуждение. А заодно я постараюсь ответить на заданные вопросы.  Хочу сразу сказать, что я не специалист по системе образования. Я могу лишь поделиться личными впечатлениями, основанными на опыте подбора команды и разработки стратегии подготовки персонала в "Норильском никеле".

Важнейший момент: на мой взгляд, любое образование дает возможность системного подхода в личностном развитии. Куда пойти учиться – это зависит от ваших конкретных способностей и ваших же конкретных преимуществ.  Конечно, есть хорошие учебные заведения, а есть плохие. Но. Если Вы овладели системным подходом к познанию себя в окружающем мире, то дальнейшая работа может быть практически любой. При смене профессии может происходить «техническое» переобучение или специализация. Системный же взгляд, подход не будет меняться. (Хочу сразу оговориться –  это лишь общее правило и его нельзя понимать буквально, т.к. есть довольно большое количество исключений. Например, теоретическая математика и физика, где или обладаешь способностями понимать предлагаемую  логику, либо нет – притвориться и обучиться невозможно).

Понимаю, что "общетеоретическая говорильня" плохо отвечает на конкретный вопрос – "куда пойти учиться?". В жизни так часто бывает, что у молодого человека нет пока ярко выраженных и осознанных способностей. В этом случае моя рекомендация – изучить рынок дефицитных профессий с прицелом на 10-15 лет вперед. Сейчас в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация:  ежегодное число поступающих в ВУЗы превышает число выпускников школ. Несомненно, стремление учиться вещь хорошая. Но надо задать себе вопрос – а где ты будешь работать после института? Я занимался анализом рынка труда в России и могу с уверенностью сказать, что более 30 % студентов никогда не смогут найти работу по специальности. Я с этим столкнулся в Норильске, где из 220 тысяч жителей более 60 тысяч -  в "Норильском никеле". Так вот Норильский индустриальный институт и Ассоциация норильских вузов, объединившая филиалы не самых лучших российских вузов в Норильске, готовили кого угодно, только не специалистов для Норильского промрайона. Компания потратила много сил для создания совместной программы. Сейчас дела идут немного лучше.)))

Анализ движения рынка труда выявил главный кадровый дефицит нашей страны - высоко квалифицированные рабочие: слесари, ремонтники, наладчики, сварщики, фрезеровщики 6-х разрядов. Элита, от которой во многом зависит уровень технологичности нашей экономики. Если не решить эту проблему, то, на мой взгляд, существует реальная опасность уже в ближайшем будущем снижения темпов роста ВВП. Как решить этот вопрос? 

Я готов поделиться своими идеями и в ближайшие дни представлю вашему  вниманию работу «Технологизация российского образования».
 
Успехов в освоении новых знаний,

Михаил Прохоров
Comments 
26th-Mar-2008 04:20 pm (UTC) - образование
Добрый вечер!
Спасибо, что все-таки нас не забываете :)))) Перерыв в общении был долгим и мучительным :)))) Приятно снова "слышать" Вас. Весьма удивил Ваш рассказ о том, что Норильский индустриальный институт и Ассоциация норильских вузов не занимались подготовкой кадров для Норильского Никеля, а еще более удивило, что "Компания потратила много сил для создания совместной программы. Сейчас дела идут немного лучше". Получается Норильский индустриальный институт, по сути, ставил как молодежь, так и ГМК НН в не очень-то приятное положение: одни обречены искать работу долгое время после окончании вуза, а другие - тратить время и деньги на поиск специалистов. Слов нет, как "мудро" и "экономично" :)))
P. S. Михаил Дмитриевич, можно ли отправить Вам мою курсовую работу (вернее было бы Вам интересно почитать и помочь в дальнейшем развитии темы для работы над дипломом. Тема курсовой "Современные тенденции развития НТП и их влияние на развитие мирового хозяйства")? Ваша помощь была бы очень приятна.
Спасибо.
26th-Mar-2008 05:35 pm (UTC) - Re: образование
Anonymous
"было бы Вам интересно почитать и помочь в дальнейшем развитии темы для работы над дипломом. Тема курсовой "Современные тенденции развития НТП и их влияние на развитие мирового хозяйства")? Ваша помощь была бы очень приятна."
А уж как было бы приятно, если бы Михаил Дмитриевич написал за Вас диплом, защитил его, а потом, как молодого специалиста взял Вас себе в помощники:)
27th-Mar-2008 09:55 am (UTC) - Re: образование
Anonymous
:)))))))))))
28th-Mar-2008 06:54 am (UTC) - Re: образование
У Вас хорошее чувство юмора. Обязательно возьму на заметку Ваш совет. Спасибо.
28th-Mar-2008 05:18 am (UTC) - Re: образование
Добрый день!
М.Д. вкладывал в эти фразы немного другой смысл. В Норильске очень ограничен выбор рабочих мест, т.к практически все завязано на металлургическом производстве. В последнее время у нас развелось большое количество филиалов различных ВУЗов, которые штамповали экономистов, юристов... и пр., т.е. не востребованных в таком количестве специалистов для НПР, да и образование в этих филиалах было не качественное.
А Норильский институт всегда готовил кадры для производства, но заканчивает его по техническим специальностям половина поступивших студентов и спрос на квалифицированных специалистов остается большим. Мы к себе в Управление с трудом находим сотрудников (я занимаюсь автоматизацией производства).
30th-Mar-2008 03:16 pm (UTC) - Re: образование
Anonymous
Очевидно нужно переходить на коммерческую основу во взаимоотношениях между производственными предприятиями и Высшей школой - формировать коммерческий заказ - появятся специалисты того профиля, которые нужны вашему Управлению.
This page was loaded Jul 23rd 2019, 7:36 am GMT.