?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Благотворительность и "социальная ответственность" бизнеса. 
29th-May-2008 04:46 pm
coffee

Добрый день,

По итогам комментариев ряда предыдущих постов у меня появилась идея обсудить сегодня с вами интересную, на мой взгляд,  тему - благотворительность. Об этом сейчас много пишут и говорят. Но вот лично у меня возникает чувство недосказанности от прочитанного и услышанного.  Зачастую  эмоции (особенно в связи с социальной ответственностью бизнеса) напрочь перекрывают логику происходящего. Вопрос об отношении общества к благотворительности и благотворителям является одним из фундаментальных показателей его зрелости - радоваться успехам сильного и проявлять милосердие к слабому очень непросто. Поэтому предлагаю все это обсудить. Очень интересно узнать ваше мнение.

Хочу в инициативном порядке поделиться своим отношением к тому, что у нас определяют термином "социальная ответственность бизнеса". С  учетом моего опыта работы в "Норильском никеле" я выделяю в этом процессе три части:

1. Бизнес должен быть эффективен: платить налоги и достойную заработную плату на долгосрочной основе. Это вообще главная и обязательная задача бизнеса (в том числе и социальная), и уже за это можно ему сказать спасибо.

2. «Чистая» благотворительность – помощь тем, кому трудно, кто нуждается в заботе и опеке. Это  – естественная человеческая потребность творить добро. Здесь успешный бизнесмен может проявить себя просто как человек, у которого больше возможностей помогать людям.

3. Системообразующая помощь бизнеса социальной сфере.  Важно научить социальную сферу быть эффективной, т.е. потратить время, человеческий и денежный ресурсы для ее развития. Хорошим примером может стать участие бизнеса в регионах своего присутствия в реформе ЖКХ, где сочетается не только экономика, но и идеология – решая значимую для общества задачу, бизнес завоевывает общественную значимость и необходимость как главная движущая и креативная сила общества.

А вы как считаете?


С лучшими пожеланиями,

Михаил Прохоров

 
Comments 
30th-May-2008 03:45 am (UTC) - Подайте, Христа ради
Покорный ваш слуга, самый неграмотный среди посетителей этого замечательного дневника. Спасибо, образовали относительно еврейской благотворительности, в смысле текста Пятикнижия Моисеева, и положения дел в Канаде. «у меня появилась идея», Михаил, ещё года два тому назад появилась тема о социальной активности крупного бизнеса, застрелите из кривого ружья, если Вы были «не в теме». Можно употреблять такие слова как дискурс, драйв, трэнд и прочие слова финансовой фени, я в этих рамсах не отдаю дупля. По поводу Ваших слов « лично у меня возникает чувство недосказанности от прочитанного и услышанного», не буду указывать конкретно, в одном из интервью Вы достаточно конкретно определили своё отношение к благотворительности, и кому помощь надо оказывать. Ваша позиция совпадала с отношением Генри Форда. Относительно эмоций, тут надо понять одну очень важную деталь. Эффективность государственной системы социальной помощи, организационные выкрутасы, а возьмите такую структуру, как Фонд социального страхования, это же песня,
Ходорковский и прочие Мавроди пацаны супротив них, да Вы голодранец в сравнении с этим фондом. Банковское исполнение, не казначейское, сколько в банках можно крутить. Поинтересуйтесь. К тому, есть очень серьёзные интересы у различных групп чиновников в пересудах о социальной активности крупного бизнеса. О фундаментальности показателя, Михаил, с Вами трудно согласиться. Происходит подмена понятий, в указанном Вами случае надо говорить о воспитании. В самом прямом, семейном понятии, успехи могут быть и не у сильного, главное, отношение к чужим успехам. Милосердие, это показатель воспитания и породы.
Выбирая жену, выбираем маму своих детей, Ключевский заметил. Простите, у меня и в
мыслях не было, что общество или школа, или ещё кто-то будет воспитывать моих детей. Люди не ангелы, но не надо наводить тень на плетень, вешая всех собак на крупный бизнес, снимая тем самым часть ответственности с некомпетентных руководителей социальной сферы, они и так безотвественны, бестолковых наших депутатов. Если позволите, о остальном несколько позже. С уважением, Сергей.

30th-May-2008 04:07 am (UTC)
Привет. Всё очень правильно и хорошо. Если бы большинство бизнесменов думало так, то жизнь простых была бы значительно лучше. По закону денег десять процентов своей прибыли хорошо отдавать на благотворительность. Сложно проявляя милосердие к слабому не унизить его. Россияне привыкли гордится и кичиться бедностью. Для того, чтоб изжить это нам понадобиться несколько поколений.
1st-Jun-2008 09:05 am (UTC) - Не дождетесь.
Anonymous
"Россияне привыкли гордится и кичиться бедностью. Для того, чтоб изжить это нам понадобиться несколько поколений." -
А Вам мало, что они бедны и вынуждены себе во всем отказывать? Вам надо, чтобы они еще и стыдились своей бедности, осознавали свое положение как положение униженных и оскорбленных? Не дождетесь:) Для многих бедность - осознанный выбор, это действительно гордые, умные и самодостаточные люди, для которых согласие со своей совестью дороже всех благ. Вы еще слишком молоды, чтобы рассуждать на эти темы (не жили в эпоху, когда были все равны, а потому, Вам не постичь простых истин той эпохи).
30th-May-2008 04:13 am (UTC)
P.S. Михаил Дмитриевич, Вы очень смелый человек, раз затронули эту тему. Наша пресса изворачивает, обычно, Ваши мысли, а может и сама что-то додумать.
1st-Jun-2008 07:10 pm (UTC)
Anonymous
"... изворачивает... мысли..." - Очевидно хотели сказать - извращают? Но извратить можно только то, что невозможно узреть в оригинале (может поэтому и создан блог?)
30th-May-2008 05:11 am (UTC) - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Anonymous
В социальном, справедливом государстве не нужна благотворительность, познакомьтесь с устройством и жизнью граждан Норвегии. Великолепный пример
Марина Тимофеева
30th-May-2008 06:49 am (UTC) - Re: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Anonymous
Как не странным покажется, благотворительность - показатель незрелости общества. Вы правы, в справедливом, благополучном, социально ориентированном обществе, где все в равной мере защищены законом и социальными программами - благотворительности (как милости одних по отношению к другим) нет места.
30th-May-2008 05:36 am (UTC)
Благотворительность в России - тема очень и очень непростая. Потому что ни сделай и сколько ни жертвуй, толпа всё равно будет кричать "Мало!!!". Поэтому единственно возможный путь здесь - отчитываться только перед собственной совестью. По крайней мере, это честнее всего...
30th-May-2008 06:02 am (UTC)
Anonymous
Добрый день, Михаил Дмитриевич!
Очень интересная тема. К сожалению, представители бизнеса чаще проявляют социальную безответственность, раздавая на правло и на лево суммы без контроля использования, без какой-то определенной цели. Просто так: попросили - дали.
Очень нравиться то, как работает в этом направлении РУСАЛ: системный подход к благотворительности, хорошо продуманные программы, четкий контроль и мониторинг эффективности сделанного.
Что плохого в том, что в результате продуманной социальной политики выиграет и общество и бизнес?
Кстати, интересная идея у кого-то в комментарии про то, что надо голову лечить, а не операции дорогостоящие спонсировать. Почти направление для социальной программы.
30th-May-2008 06:21 am (UTC)
Добрый день.
Не вижу смысла говорить на эту тему, потому что весь и все бизнесмены, если и занимаются благотворительностью, то исключительно для своей выгоды. Нет реальной, конкретной помощи, только одни слва. В писание есть прекрасный стих, котоый говорит : "Как трудно имеющим богатство...
Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежеле богатому...".
Наверное, есть люди, которые занимаются благим делом, но они об этом скромно молчат.
Меня очень волнует вопрос, который связан с животными. Нужно проявлять к братьям нашим меньшем заботу (собачки,кискиптички и т. д.). Если к ним мы безразличны, то о людях и подавно. Все начинается с малого к большому, как в бизнесе.
30th-May-2008 06:34 am (UTC) - Владимир З.
Anonymous
Всегда с интересом читаю блог.
По "социальной ответственности" бизнеса.
По 1 и 3 пункту согласен. По 2 - на мой взгляд, для бизнеса это проблемно. Такая помощь нужна конкретным людям, конкретным. А до каждого конкретного сам благотворитель не дойдет, и его люди не дойдут. Значит - средства будут направлены в какой либо фонд. А вот фондам я не доверяю. Ничего плохого сказать не могу, но как то много их стало, и всюду начальник, замы, бухгалтера, офисы в центре городов.
Мне кажется, бизнес должен добавить еще один вид благотворительности - финансовая помощь производственным малым предприятиям. Созданию фирм, производящих ту или иную продукцию в районах с избыточной рабочей силой. Причем, эта помощь может быть и на возвратной основе, понятно, что % ставки должны быть намного ниже банковских. При возможности изыскать 10-20 млн. можно создать достаточно интересные производства, где и люди будут ЗАРАБАТЫВАТЬ деньги и налоговая база конкретного места вырастет.
С уважением.
30th-May-2008 06:37 am (UTC) - Утро вечера мудренее::)
Anonymous
Михаил Дмитриевич, так что же Вы все же предлагаете обсудить - такие явления, как благотворительность, или социальную ответственность бизнеса (согласитесь, эти понятия не являются синонимами). Или Вы предложили некое эклектическое диалоговое поле, где каждый может высказаться по любой из проблем, которая ближе? Не думаю, Ваши посты традиционно узко направлены (это уже блогеров заносит при обсуждении тем, Выдвигаемых Вами в постах, туда, куда изначально трудно предположить, что может занести:) Вчера, читая Вас, взгляд ухватил «благотворительность» и «заработная плата». Поздний вечер – не самое мудрое время суток – посетила мысль - «Это с каких же пор заработная плата стала актом благотворительности?» Посмотрела – по количеству комментариев, тема обсуждаема – подумала + - 1 чел. – ничего не решает, комментировать не буду. Однако утром перечитала, и поняла, что заработную плату Вы все же воспринимаете как акт социальной ответственности бизнеса. Показалось - это ближе к теме, однако это не так. Заработная плата – это предмет трудового соглашения между работодателем и работником, охраняемый законодательными и нормативными актами Трудового законодательства.. Поэтому п.1 без комментариев. Впрочем, мне тоже хочется сказать спасибо тем, кто посвящает себя бизнесу, создавая рабочие места для тех, кто не готов (и никогда не будет готов, в силу своей природы) самостоятельно заниматься бизнесом; кто платит налоги, позволяя обществу, наряду с иным, иметь социально ориентированное здравоохранение и образование.
Что касается «чистой» благотворительности, … это тоже не социальная ответственность бизнеса. Благотворительность происходит от понятия – творить благие дела. Эта наша общая задача, это то, что делает нас людьми. Другое дело, что у каждого свои возможности и свой масштаб этих благих дел. Кстати сказать, фонды не являются лучшей формой благотворительности (если мы говорим действительно о благотворительности, а не форме ухода от налогов). Благие дела творят так, чтобы об этом никто не знал, так, чтобы тот, кто получает помощь, думал, что она пришла к нему свыше (она и приходит свыше, если тот, кто оказал ее, прежде испытал импульс – помочь)
П.3 – в центр мишени - В настоящее время наша страна находится на затянувшемся рубеже перемен - государство, в настоящее время, все еще не в состоянии справиться самостоятельно с валом проблем, вызванных как сменой эпох, так и теми вызовами, которые объясняются складывающимся новым балансом сил на мировой арене в преддверии кризисов (энергетического, финансового и т.п.) Однако, принимая помощь от крупного бизнеса, государство должно сохранять бдительность, не допуская бизнес к тем функциям, которые позволят крупному бизнесу хозяйничать на тех или иных территориях страны, как в своей вотчине. Территории, являющиеся сферой интересов градообразующих предприятий должны оставаться под контролем государства, а его жители должны ощущать себя гражданами страны, а не местных «господ».
Но Вы, Михаил Дмитриевич, не сказали о главном, о таком наиважнейшем виде социальной ответственности бизнеса, как экология. Те компании, которые осуществляют деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды, должны помнить, пренебрегая необходимостью сохранения окружающей среды, экономя на разработке и внедрении современных методов очистки (все понимаю – конкурентоспособность, прибыль, себестоимость….) – берут величайший грех на душу – здоровье и жизнь других людей, вообще всего живого, что подвергается прессингу загрязнения промышленными отходами.

Спасибо Вам, что Вы обратились к этой теме. Н.
30th-May-2008 06:49 am (UTC)
Любимый вопрос - какова цель? Что для бизнесмена, мецената и(или) благотворителя является целью его деятельности в том или ином качестве? Соответственно, в каждом случае ожидается свой эффект. Это учебник. При таком подходе любое вложение средств должно быть эффективно.
С пунктом первым всё как на ладони: вот он бизнес - вот результаты коммерческой деятельности - вот налоги. А далее вопрос гражданского (общественного) контроля за управлением государственными и муниципальными бюджетами.
С пунктом вторым сложнее. Достаточно ли тихого (без PR) внутреннего "человеческого" удовлетворения от того, что просто кому-то помог в той или иной степени? Либо здесь вмешивается пункт первый (об эффективности бизнеса), и включается либо PR, либо встречный неофициальный бартер услуг (как это часто бывает, когда благо творится в пользу различных фондов при силовых структурах, при религиозных организациях (извините за кощунство) и т.п.). В последнем случае это попахивает скрытой коррупцией с налётом ухода от налогов. И такую ситуацию тоже следует относить к пункту 1.
Пункт третий, по большому счету, частный случай пункта первого. Особенно для градообразующего предприятия. Несколько опосредованно, но это тот же бизнес. Системообразующая поддержка важна и нужна, но надо при этом четко понимать критерий определения момента и проработать механизм завершения инкубационного периода подопечных. При ощущении вечной халявы вложения будут бесконечными во времени, пространстве и суммах.
30th-May-2008 06:55 am (UTC) - Посчитаем чужие деньги
Почему я не хочу личного участия Михаила в благотворительной деятельности. Итак, Михаил,
зарабатывает в год 500млн.американских рублей или больше, 365умножаем на 16, 60 полученное число есть делитель первого числа, сосчитали? Это столько стоит минута времени
у Михаила. Время –деньги, мне не нужно его время, лучше пусть деньгами отдаст. Вопрос анонимности оказания благотворительной помощи обсуждать всерьёз нельзя, не кружка в церкви.
Человек должен знать, кто вошёл в его обстоятельства, потратив своё и чужое время, поделившись заработанным. Сопричастность штука тонкая, получатель человек, как правило,
отдающий отчёт в своих действиях. Художник подписывает свои картины, творцы добра должны быть известны, нечего стыдиться своей щедрости и доброты. Реально существует проблема такого свойства, инвалиды, получающие те или иные преференции в обществе, рассматривают их как обыденное явление. Не хочу приводить конкретные примеры, достаточно много людей находят свои преимущества в положении обездоленного, помогая не развращать.
Михаил человек не очень публичный, во всяком случае, до недавнего времени, « успешный бизнесмен может проявить себя просто как человек, у которого больше возможностей помогать людям» я оцениваю его слова, как обращение. Состоятельные, добропорядочные, уважаемые в обществе люди не могут организовываться только в сообщества подобному пресловутому РСПП, чуть не написал РСДРП. Это граждане доказавшие и показавшие своё умение организовывать дело, ставить и достигать реальные цели. Использовать единственно их качество зарабатывать и платить налоги, не привлекая к участию в жизни гражданского общества глупо и бездарно.
Человек, как многие знают из своего опыта, обычно талантлив во многих видах деятельности. Сергей

30th-May-2008 08:45 pm (UTC) - Re: Посчитаем чужие деньги
Anonymous
"не привлекая к участию в жизни гражданского общества глупо и бездарно". - Всему свое время, не тормозить и не опережать его.
30th-May-2008 07:06 am (UTC) - благотворительность
Прошлой зимой я наблюдала такую картину (не знаю, кстати почему, но наши люди больше желают помогать именно в предновогодние праздники). На м. Коломенской как обычно стояла бабушка и просила денег. Добрые люди подходили с большими пакетами, наполненные продуктами и отдавали их бабушке. Бабаушка всех благодарила, желала всем здоровья и удачи и т.д. Но отойти с места она не могла, ибо пакеты были очень тяжелыми и бабушка элементарно не могла донести эти пакеты до дома. Вот и помогли... Благотворительность заключается не в возможности оплатить чьи-то счета, накупить продуктов, да много еще перечислять можно. В моем понимании, благотворительность это когда человек прежде всего видит нужды людей, замечает их потребности и возможности (вернее их отсутствие). Благотворительностью в моем понимании можно считать, когда мужчина уступит место четырехлетнему ребенку в переполненном метро, а не будет смотреть на него и улыбаться, пока толпа его не раздавит совсем, когда бабушкам не надо просить молодежь уступить им место, когда беременных женщин не толкают локтями, чтобы пробраться к свободному месту. Благотворительность - это прежде всего любовь к людям и элементраное уважение, а то каким образом она проявляется зависит от этой любви, а не от полноты кошелька. Каждый может заниматься благотворительностью в той или иной степени. Кто-то тут упоминал США. В США существует много программ для обычных людей, в которых они могут участвовать, например, (многие женщины там не работают) посещение детей в больницах, работают как медсестры на общественных началах (я не утверждаю, что это повсеместно, но там, где я жила, такая программа есть). Есть программы для молодежи, многие платят свои деньги, чтобы приехать в какую-либо страну и обучать бесплатно детишек в детсадах английскому языку. Есть еще много других программ, простые люди выбирают в каких благотворительных программах им участвовать. Вот это - готовность общества к благотворительности. Ну, а те у кого есть деньги помогают по другому. Помните немецкого доктора из Индиана Джонса. Когда Инди спросил его зачем тот занимается лечением людей в Африке, где всякого рода мерзости и болезни просто нескончаемы, а потому его работа просто не имеет никакого смысла. Что ответил доктор?
30th-May-2008 05:02 pm (UTC) - Re: благотворительность
Very good post.
In regards to USA - yes, there are programs like that everywhere. Which is more important - it is built in the people's mentality that they have to volunteer and give back to the society since not everyone has high capabilities and in order for the society to thrive as a whole the most vulnerable members have to be helped as well. There is quite a lot more, but it is a matter of a long conversation.
30th-May-2008 07:31 am (UTC)
Социальная ответственность бизнеса - это искусственно введенный термин, который продвигают наши государственные деятели, чтобы перекинуть часть ответственности со своих плеч на бизнесменов и показать народу, что в своей бурной деятельности они заставят богатеев поделиться.

Бизнесмены все поняли. Подхватили этот термин. Вставили его в тексты брошюрок о компании и наперебой начали в СМИ говорить, доказывать тот факт, что их компания самая социально ответственная.

Теперь по пунктам:
1. «Бизнес должен быть эффективен: платить налоги и достойную заработную плату на долгосрочной основе» - все равно, что сказать: «Книга должна быть интересной и познавательной» Это и без всякой социальной ответственности понятно. Получается что то, что раньше было само собой разумеющейся вещью, теперь называется социальной ответственностью.
2. ««Чистая» благотворительность». Хотите термин «меценатство», заменить на термин «социальная ответственность бизнеса»? Зачем?
3. «Системообразующая помощь бизнеса социальной сфере» = мертвому припарка. Если пытаться разобрать этот набор слов, то получается, что системы нет, но если помочь, то она образуется. Государство призналось в своей беспомощности в деле развития социальной сферы и решило спихнуть это дело на бизнес. Бизнесмены, мыслящие категориями экономической эффективности, съели эту подачку государства и начали превращать социальную сферу в новую сферу ведения бизнеса. На практике эти разглагольствования в том же ЖКХ означают, что ремонт дома теперь оплачивается не из бюджета, а из кармана жильцов. Вот так, нехитрыми разговорами о высоком, решили в очередной раз собрать деньжат с народа.
(Deleted comment)
30th-May-2008 07:54 am (UTC)
С Вами полностью согласен. Но хочу добавить, что не меньшая, а большая роль бизнеса в благотворительность, в улучшение условий жизни людей (а по величине затрагиваемых людей вообще беспрецедентно) - это самоизменение и влияние на окружающую рын. среду плане приведения к цивилизованности отношений, изменение системы взаимоотношений. Например, все, мы больше никому не платим отступных, не пользуемся телефонным правом, не пользуемся преимуществами, получаемыми из наших связей во властных структурах. Это имеет следствием большую помощь, чем локальные акции, рассматриваемые скорее как PR.
30th-May-2008 07:54 am (UTC) - в дополнение
Я считаю, в нашем обществе говорить о благотворительности необходимо. Поминтся по телевидению была программа, посвященная благотворительности, там еще Ирина Дмитриевна выступала от лица Фонда Михаила Дмитриевича. В программе, в частности, обсуждалась проблема неподготовленности нашего общества к получению благотворительности, выражающееся в элементарном недоверии, которое необходимо преодолевать. Также необходимо заявлять о целях и направлениях деятельности благотворительных фондов, именно тогда люди могут обращатся при необходимости адресно. Помните, на блоге девчата писали о мультяшке про Бабайку. Вот это результат правильного ведения дел благотворительного фонда. Кстати, кто-нибудь знает, как там дела у нашего Бабайки? Кто-нибудь из присутствующих тогда поддержал девчат? Они появились и исчезли, и никто ничего не знает, и не волнует никого. Можно долго говорить о благотворительности других людей... Именно поэтому я согласна со словами Михаила Дмитриевича: "Вопрос об отношении общества к благотворительности и благотворителям является одним из фундаментальных показателей его зрелости - радоваться успехам сильного и проявлять милосердие к слабому очень непросто"
Page 5 of 12
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] >>
This page was loaded Apr 24th 2019, 12:46 am GMT.