?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Благотворительность и "социальная ответственность" бизнеса. 
29th-May-2008 04:46 pm
coffee

Добрый день,

По итогам комментариев ряда предыдущих постов у меня появилась идея обсудить сегодня с вами интересную, на мой взгляд,  тему - благотворительность. Об этом сейчас много пишут и говорят. Но вот лично у меня возникает чувство недосказанности от прочитанного и услышанного.  Зачастую  эмоции (особенно в связи с социальной ответственностью бизнеса) напрочь перекрывают логику происходящего. Вопрос об отношении общества к благотворительности и благотворителям является одним из фундаментальных показателей его зрелости - радоваться успехам сильного и проявлять милосердие к слабому очень непросто. Поэтому предлагаю все это обсудить. Очень интересно узнать ваше мнение.

Хочу в инициативном порядке поделиться своим отношением к тому, что у нас определяют термином "социальная ответственность бизнеса". С  учетом моего опыта работы в "Норильском никеле" я выделяю в этом процессе три части:

1. Бизнес должен быть эффективен: платить налоги и достойную заработную плату на долгосрочной основе. Это вообще главная и обязательная задача бизнеса (в том числе и социальная), и уже за это можно ему сказать спасибо.

2. «Чистая» благотворительность – помощь тем, кому трудно, кто нуждается в заботе и опеке. Это  – естественная человеческая потребность творить добро. Здесь успешный бизнесмен может проявить себя просто как человек, у которого больше возможностей помогать людям.

3. Системообразующая помощь бизнеса социальной сфере.  Важно научить социальную сферу быть эффективной, т.е. потратить время, человеческий и денежный ресурсы для ее развития. Хорошим примером может стать участие бизнеса в регионах своего присутствия в реформе ЖКХ, где сочетается не только экономика, но и идеология – решая значимую для общества задачу, бизнес завоевывает общественную значимость и необходимость как главная движущая и креативная сила общества.

А вы как считаете?


С лучшими пожеланиями,

Михаил Прохоров

 
Comments 
30th-May-2008 06:37 am (UTC) - Утро вечера мудренее::)
Anonymous
Михаил Дмитриевич, так что же Вы все же предлагаете обсудить - такие явления, как благотворительность, или социальную ответственность бизнеса (согласитесь, эти понятия не являются синонимами). Или Вы предложили некое эклектическое диалоговое поле, где каждый может высказаться по любой из проблем, которая ближе? Не думаю, Ваши посты традиционно узко направлены (это уже блогеров заносит при обсуждении тем, Выдвигаемых Вами в постах, туда, куда изначально трудно предположить, что может занести:) Вчера, читая Вас, взгляд ухватил «благотворительность» и «заработная плата». Поздний вечер – не самое мудрое время суток – посетила мысль - «Это с каких же пор заработная плата стала актом благотворительности?» Посмотрела – по количеству комментариев, тема обсуждаема – подумала + - 1 чел. – ничего не решает, комментировать не буду. Однако утром перечитала, и поняла, что заработную плату Вы все же воспринимаете как акт социальной ответственности бизнеса. Показалось - это ближе к теме, однако это не так. Заработная плата – это предмет трудового соглашения между работодателем и работником, охраняемый законодательными и нормативными актами Трудового законодательства.. Поэтому п.1 без комментариев. Впрочем, мне тоже хочется сказать спасибо тем, кто посвящает себя бизнесу, создавая рабочие места для тех, кто не готов (и никогда не будет готов, в силу своей природы) самостоятельно заниматься бизнесом; кто платит налоги, позволяя обществу, наряду с иным, иметь социально ориентированное здравоохранение и образование.
Что касается «чистой» благотворительности, … это тоже не социальная ответственность бизнеса. Благотворительность происходит от понятия – творить благие дела. Эта наша общая задача, это то, что делает нас людьми. Другое дело, что у каждого свои возможности и свой масштаб этих благих дел. Кстати сказать, фонды не являются лучшей формой благотворительности (если мы говорим действительно о благотворительности, а не форме ухода от налогов). Благие дела творят так, чтобы об этом никто не знал, так, чтобы тот, кто получает помощь, думал, что она пришла к нему свыше (она и приходит свыше, если тот, кто оказал ее, прежде испытал импульс – помочь)
П.3 – в центр мишени - В настоящее время наша страна находится на затянувшемся рубеже перемен - государство, в настоящее время, все еще не в состоянии справиться самостоятельно с валом проблем, вызванных как сменой эпох, так и теми вызовами, которые объясняются складывающимся новым балансом сил на мировой арене в преддверии кризисов (энергетического, финансового и т.п.) Однако, принимая помощь от крупного бизнеса, государство должно сохранять бдительность, не допуская бизнес к тем функциям, которые позволят крупному бизнесу хозяйничать на тех или иных территориях страны, как в своей вотчине. Территории, являющиеся сферой интересов градообразующих предприятий должны оставаться под контролем государства, а его жители должны ощущать себя гражданами страны, а не местных «господ».
Но Вы, Михаил Дмитриевич, не сказали о главном, о таком наиважнейшем виде социальной ответственности бизнеса, как экология. Те компании, которые осуществляют деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды, должны помнить, пренебрегая необходимостью сохранения окружающей среды, экономя на разработке и внедрении современных методов очистки (все понимаю – конкурентоспособность, прибыль, себестоимость….) – берут величайший грех на душу – здоровье и жизнь других людей, вообще всего живого, что подвергается прессингу загрязнения промышленными отходами.

Спасибо Вам, что Вы обратились к этой теме. Н.
This page was loaded Jul 16th 2019, 10:22 pm GMT.