?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Благотворительность и "социальная ответственность" бизнеса. 
29th-May-2008 04:46 pm
coffee

Добрый день,

По итогам комментариев ряда предыдущих постов у меня появилась идея обсудить сегодня с вами интересную, на мой взгляд,  тему - благотворительность. Об этом сейчас много пишут и говорят. Но вот лично у меня возникает чувство недосказанности от прочитанного и услышанного.  Зачастую  эмоции (особенно в связи с социальной ответственностью бизнеса) напрочь перекрывают логику происходящего. Вопрос об отношении общества к благотворительности и благотворителям является одним из фундаментальных показателей его зрелости - радоваться успехам сильного и проявлять милосердие к слабому очень непросто. Поэтому предлагаю все это обсудить. Очень интересно узнать ваше мнение.

Хочу в инициативном порядке поделиться своим отношением к тому, что у нас определяют термином "социальная ответственность бизнеса". С  учетом моего опыта работы в "Норильском никеле" я выделяю в этом процессе три части:

1. Бизнес должен быть эффективен: платить налоги и достойную заработную плату на долгосрочной основе. Это вообще главная и обязательная задача бизнеса (в том числе и социальная), и уже за это можно ему сказать спасибо.

2. «Чистая» благотворительность – помощь тем, кому трудно, кто нуждается в заботе и опеке. Это  – естественная человеческая потребность творить добро. Здесь успешный бизнесмен может проявить себя просто как человек, у которого больше возможностей помогать людям.

3. Системообразующая помощь бизнеса социальной сфере.  Важно научить социальную сферу быть эффективной, т.е. потратить время, человеческий и денежный ресурсы для ее развития. Хорошим примером может стать участие бизнеса в регионах своего присутствия в реформе ЖКХ, где сочетается не только экономика, но и идеология – решая значимую для общества задачу, бизнес завоевывает общественную значимость и необходимость как главная движущая и креативная сила общества.

А вы как считаете?


С лучшими пожеланиями,

Михаил Прохоров

 
Comments 
30th-May-2008 10:51 pm (UTC) - по пункту 2
Про п.2 хочется сказать поподробнее.
По роду работы я имею возможность достаточно близко наблюдать то, как российский бизнес(и компании и частные лица) поддерживает проекты в сфере культуры, а конкретно – музеи. Музеи – как крупнейшие, центральные, так и небольшие, региональные.

Ситуация с финансированием музеев государством – сами понимаете… Поддерживать существование можно, но вести активную деятельность – средств недостаточно. Особенно, если музей планирует организовывать крупные (да еще международные) выставки, которые всегда так интересны и привлекают массу посетителей.
В этой ситуации компании –спонсоры музеев берут на себя значительную часть затрат, фактически давая возможность реализации планов музеев.

Ну и зачем, спрашивается это все бизнесу нужно? Что «взамен»? Реклама? PR? – смешно говорить! Логотипы спонсоров на афишах, в каталогах и пригласительных, упоминание в пресс-релизах и благодарность на открытии выставки?
Согласитесь, рядовые посетители выставок не особенно обращают на это внимание. Репутация компании, которая поддерживает проекты в сфере культуры? Это прекрасно, но не имеет решающего значения для ведения бизнеса. Финансово- экономические показатели деятельности компании для партнеров, акционеров и инвесторов гораздо важнее.
И, тем не менее, планируя свою деятельность, компании определяют для себя: в этом году поддерживаем определенные музеи, определенные выставки, оплачиваем издание каталогов, приобретаем оборудование для музеев, и т.д..
При этом выбор музеев и выставок, которые будут поддержаны, достаточно понятен – это те музеи и проекты, которые по своему «направлению» близки личности благтворителя. Все-таки, когда речь идет об искусстве, чувства играют преобладающую роль :-)) Думаю, осознание того, что ИМЕННО ТЫ поддерживаешь Третьяковскую галерею или Пушкинский музей – это сильное чувство.

Или когда выделяется грант для нескольких региональных музеев (в том регионе, который по каким-то причинам «близок» благотворителю): музеи представляют проекты, которые хотели бы реализовать и четко под эти цели идет финансирование.

Теперь техническая сторона вопроса. Благотворительность – дело хлопотное. :-) Для нормальной реализации крупных благотворительных проектов нужны профессионалы, поскольку это не просто так – «дал денег и ушел». Результат тоже интересен. :-) Как раз функции организации проектов, разработки планов, координации действий, и контроля за использованием средств, и выполняют благотворительные фонды или специальные подразделения «внутри» организации-благотворителя.

«А не разворуют»? «А вообще что-то сделают»? Серьезные компании, реализующие благотворительные проекты так же серьезно относятся к контролю за использованием средств и стараются работать напрямую с теми, кому нужна помощь. На промежуточных структурах как раз средства и могут «осесть».
Кстати, бывают ситуации, когда «получателю» нужно помочь эту выделенные средства использовать по назначению - иногда проще, допустим, купить для музея оборудование, привезти его, смонтировать и запустить, чем дать денег на покупку и установку этого оборудования.

Нужно ли широко освещать благотворительную деятельность бизнесменов? Обязательно. Хороший пример тоже заразителен. Кто-то сам чувствует потребность сделать доброе дело, кто-то хочет быть «не хуже» соседа («Он на ремонт музей денег дал, а выставку привезу!») По каким причинам люди следуют хорошему примеру - не так важно.
Нужно, конечно, вспоминать о деятельности Морозовых, Щукиных, Третьяковых, и других российских меценатов прошлого, но современников тоже неплохо бы поблагодарить, если они того заслуживают.

И, наконец – по поводу одного из проектов, который поддержал Фонд Михаила Прохорова. За «Бориса Годунова» Иоганна Маттезона, в прошлом ноябре - отдельное спасибо. Я оперу люблю, слушаю много, новых постановок стараюсь не пропускать и могу сказать, что «Бориса» сделали на совесть: отличные голоса, оркестр, не сэкономили на костюмах, буклет грамотный. Постановка на редкость качественная и профессиональная и, что приятно, очень вовремя, т.к. интерес к барочной музыке и опере сейчас растет во всем мире.
Короче, респект :-)


This page was loaded Jul 16th 2019, 2:13 pm GMT.