?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
Ищем людей с ясной системой этических координат. 
13th-May-2009 12:30 pm
profile



7 мая в театральном центре «На Страстном» случилось событие общероссийского значения, которому помог состояться  Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова. Общество «Мемориал» наградило старшеклассников, участников конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия - XX век». Труды старшеклассников - серьезная историческая рефлексия, собрание редких документов, найденных в местных архивах школьниками, записи живых воспоминаний участников исторических событий. Прохоровы (брат и сестра - олигарх Михаил и филолог Ирина) в 2004 году основали Фонд культурных инициатив. С самого начала была установка создать организацию XXI века, учитывающую мировой опыт благотворительности. Фонд возник в Норильске и до сих пор занимается в основном Красноярским краем: в глобализованном мире роль локального места становится важной, а точечная работа с регионом - современным принципом работы. На логотипе фонда - только имя брата, но на вопросы журналистов в этой семье отвечают филологи. Соучредитель фонда Михаила Прохорова Ирина Прохорова рассказала «Новой» о принципах и приоритетах культурной благотворительности фонда Прохорова.

- Традиционные болевые точки российского общественного сознания - гигантомания и инертность. Сформировавшись в культуре бесконечного повиновения, многие даже не догадываются, что существует огромная сфера деятельности, которую можно освоить самому, без высочайшего на то соизволения. Поэтому стимулирование и поддержка частных культурных инициатив, обучение людей новым способам творческой самореализации были и остаются главной задачей фонда.

 


- Фонды часто работают только с юрлицами. Вы работаете с физическими лицами? К вам приходит человек, он хочет раскопать курган или расписать стены серых домов на своей улице, и вы даете ему денег?

 

- Да. У нас широкая линейка конкурсов, если есть инициатива, обязательно впишешься. И краеведение, и эстетизация городской среды подходят. Сумма каждого гранта и победившие проекты опубликованы на сайте.

Часто люди не умеют писать заявки, а у них отличные идеи. Сотрудники фонда помогают понять, что спектр возможностей значительно шире, чем представляется.

- Какие заявки поступали в первые годы работы?

- В основном люди просили деньги на компьютер. Мы немного растерялись, поскольку делали принципиальную ставку на проектную деятельность. Но работа с людьми - это взаимное обучение. Если люди просят хлеба, не нужно предлагать им вместо этого пирожные. Сейчас заявки на приобретение техники встречаются все реже. Теперь у фонда просят поддержки на организацию кинофестиваля, музейной выставки, создания интернет-портала.

- А отчитываться по грантам все готовы?

- Инициатива неотделима от ответственности. Это болезненный момент, и мы стараемся к нему подготовить грантополучателей. Если вы получили поддержку на проект, вы должны отчитаться за потраченное и представить результаты. Это тоже форма просвещения, урок жизни в свободном обществе.

- Фона, называющий себя благотворительным, чем отличается от других?

- Благотворительная деятельность не предполагает никакого коммерческого эффекта для ее организаторов. У людей много предрассудков в отношении благотворительности - «блажь» или «грехи замаливает». Как ни странно, в российском обществе до сих пор не укоренена мысль о том, что социальная ответственность и благотворительность - первейшие качества гражданина вне зависимости от его социального статуса или уровня благосостояния.

- Какие проекты фонда вызвали в Красноярском крае наибольший эффект?

- В заполярном Норильске - ежегодный театральный фестиваль «Норильские сезоны», позволяющий изолированному климатическими и историческими условиями городу быть в курсе современных театральных достижений. Там же - мультимедийный фестиваль современного искусства «Таймырский кактус». В Красноярске, университетском городе, базовым проектом стала книжная ярмарка КРЯКК. Некоторые университетские библиотеки не комплектовались с конца 1980-х до середины 2000-х, можете представить, на каких материалах учатся студенты. Это - мина замедленного действия. Конечно, полпроцента студентов всегда способны сами добывать информацию в Сети или ездить с рюкзаком в Москву за книгами. Но нельзя рассчитывать на волю к самообразованию, если мы печемся о воспроизводстве профессионалов в «промышленных масштабах».

Из КРЯККа вырос грантовый конкурс «Библиотеки лицом к образованию» - помощь библиотекам в модернизации их системы услуг для нужд нового образования, международная программа Transcript (совместно с фондом Ельцина) - программа поддержки переводов современной русской художественной и гуманитарной литературы на иностранные языки.

- Поиском художественной литературы будущего всегда занимались маленькие издательства, а они сейчас вымирают во всем мире.

- Их стали поглощать большие издательские конгломераты. Система книгоиздания, сложившаяся в новое время - сосуществование больших концернов с маленькими независимыми издательствами, - держалась на том, что маленькие всегда работали на опережение, специализировались на поиске новых имен и довольствовались очень скромной прибылью. Для таких издателей их деятельность - скорее культурная миссия. Только они могут себе позволить, издав одну коммерчески успешную книгу, за ее счет опубликовать десяток экспериментальных книг неизвестных авторов.

- Возглавляемое вами издательство «НЛО» так живет?

- Приблизительно так и живем.

- Что «НЛО» допечатывает?

-У нас довольно значительный список хорошо продаваемой литературы. Книги из серий «Культура повседневности», «Россия в мемуарах», Historia Rossica. Наш бестселлер - книга Михаила Гаспарова «Занимательная Греция», ее мы допечатываем каждый год. Случаются бестселлеры в академической сфере, например, неоднократно переиздаваемая монография Григория Крейдлина «Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык».

Мои гуманитарные журналы «НЛО», «НЗ», «Теория моды», разумеется, убыточны, хотя у нас прекрасно налажена система подписки и распространения. Такие издания по определению не могут быть прибыльными (поэтому я спокойно вывешиваю все тексты в Сети). Но для меня периодика - самая приоритетная деятельность издательства, ибо подлинная наука рождается в журналах, там обкатываются новые идеи, происходят открытия.

В России независимое книгоиздательство сворачивается, не успев расцвести. А дальше, если мы смотрим в перспективу, падает качество образования. На каком фундаменте мы будем его модернизировать, если нет новой серьезной литературы?

- Фонд Прохорова объявил о своей литературной премии «Нос». «Носом» вы ищете новые смыслы, новую социальность современной литературы. Победитель получит 700 тысяч рублей. Вы так высоко оцениваете свои надежды на новую социальность или знаете людей, претендующих остаться с «Носом»?

- Главная цель «Носа» - создать новую площадку для дискуссий о критериях оценки современной литературы. Поразительно, что при таком изобилии художественной продукции в публичном пространстве не возникает литературных дебатов. Это означает, что нет людей или групп с ясными системами эстетических и этических координат.

Мне кажется, наше общество устало как от вала ностальгической квазилитературы, так и от фашизоидных футурологических мистерий - прямых наследников советских ментальных стереотипов. Все сильнее ощущается потребность в новой концептуальной и художественной метафорике, способной описать драматический социальный опыт последних десятилетий.

В связи с новой социальностью неизбежно возникают вопросы о введении категории этического в дискуссии о литературе. У нас бытует мнение, что литература выше этики. Последнее время для меня это не столь очевидно.

- То есть книги из ассортимента Ad Marginein или «Ультракулыуры» в «НЛО» не могли бы быть изданы?

- Я их и не издаю. «Нос» для того и учрежден, чтобы в литературных дебатах обществу объяснили, почему одно произведение следует считать провокативным и новаторским, а другое ксенофобским и мракобесным. Объяснили публично и аргументированно.

В обществе нет консенсуса по границам дозволенного. У нас консенсус возникает, когда вводится внешняя цензура, а она - первый показатель того, что само общество не способно ставить границы. Я очень не люблю, когда дяди и тети за зарплату решают, что дозволено. Когда само общество не хочет обсуждать идею, где заканчивается граница провокативного, а дальше начинается мракобесие, это как минимум грустно. Общество должно спорить, что рукоподаваемо, а что нет. Непонимание, что хорошо/что плохо, порождает потом тиранию.

 


 
Comments 
13th-May-2009 10:12 am (UTC)
Интересно все-таки чем этот блог отличается от сайта Фонда или от раздела «В новостях» на личной странице г-на Прохорова?

P.S. И в тенечек хочется, и на свету оставаться ))
13th-May-2009 11:39 am (UTC)
Anonymous
Нет, это скорее напоминает "чемодан без ручки - и выбросить жалко, и нести неудобно"...:)))))
13th-May-2009 10:35 am (UTC)
Anonymous
было бы уместно сопроводить это интервью фотографией Ирины Дмитриевны. А иначе даже как-то обидно (
13th-May-2009 10:44 am (UTC)
так есть там фотография Ирины Дмитриевны, большая, красивая - смело проходите по ссылке через название газеты и все увидите))).
13th-May-2009 11:36 am (UTC) - !!
Михаил Дмитриевич
предлагаю вернутся к теме дна кризиса
13th-May-2009 12:05 pm (UTC)
Это реальная тема для обсуждения. Представьте сколько можно полезного осуществить благодаря фонду. стоит не забывать многими вопросами должен заниматься не только фонд, но и сами люди.
13th-May-2009 12:11 pm (UTC)
Добрый День!
Хорошая статья. Замечательная инициатива конкурса «Человек в истории. Россия - XX век».
Интересное интервью с Ириной Дмитриевной. На самом деле журналы «НЛО», «НЗ», «Теория моды» - очень интересны, просматриваю иногда, жаль, что они убыточны. Хочется пожелать большой удачи и "экономического эффекта" в дальнейшем!

P.S.Что касается премии "Нос", то я бы давала ее уже за "наличие присутствия" таких словосочетаний, как "историческая рефлексия", "фашизоидные футурологические мистерии", "рукоподаваемо", "советские ментальные стереотипы".))) Говорю это без всякой "границы провокационного".)))
13th-May-2009 12:20 pm (UTC)
Блин, какая интересная женщина. Ей есть что сказать миру. Надо ей свой блог заводить, а не окормлять братцев. Ну надо же...
13th-May-2009 12:35 pm (UTC)
Anonymous
И есть шанс, что на ее блоге будет общение
(no subject) - Anonymous - Expand
13th-May-2009 01:01 pm (UTC)
Интересное и открытое интервью: в словах Ирины Дмитриевны чувствуется реальная заинтересованность в том, чем она занимается, приятно читать настоящую русскую речь, видно, что человек глубоко чувствует и переживает проблемы современного обЧества. Остается только поблагодарить за хорошую работу. А на КРЯКК обязательно поеду в этом году, очень уж меня заинтересовали, не хочу больше упускать такое событие.
13th-May-2009 02:48 pm (UTC)
Я не филолог, но фраза: "олигарх Михаил" очень режет слух.. Разве есть профессия олигарх? :)
13th-May-2009 04:44 pm (UTC)
Anonymous
его так любя называют в семье
(no subject) - Anonymous - Expand
13th-May-2009 02:52 pm (UTC)
"Сформировавшись в культуре бесконечного повиновения, многие..." - эт 5.
13th-May-2009 05:05 pm (UTC) - Длинною в век...
В свой статье "Два начала века" («Нева», № 9 2004 г.)Зинаида Миркина, анализируя творчество поэта Вячеслава Иванова пишет: ..."понятия добра и зла так перемешались, так спутались все нравственные ориентиры, что подчас самые здравые умы теряются в бездорожье. Творится какая-то новая мораль, и высоким слогом говорится о весьма низких вещах. Все называется не своими именами, все переосмысливается на свой лад, то есть подлаживается под декадентские извращенные инстинкты и в воображении своем приближается к сверхчеловеку. Но это в воображении. В действительности с темных сил подсознания снимаются запреты культуры. О задаче духовного роста и преображении человека нет речи. Воображение заменяет преображение"... Похоже на то, о чем говорит Ирина Дмитриевна, правда? Напомню, речь идет о начале 20 века. У литературы все те же проблемы, и все так же "самые здравые умы теряются в бездорожье" :) И тогда, кстати, существовала внешняя цензура, куда ж в России без нее... Одной из высоких задач литературы, со времен Достоевского, Толстого и др., было духовное преображение человека, а не разгул воображения. Хорошо, если получится поддерживать художников, чья внутренняя позиция именно такая. Вопрос в другом. Каковы критерии Ирины Дмитриевны и Михаила Дмитриевича? Филолога и олигарха?..
14th-May-2009 01:28 am (UTC)
Вот уже 5-й год будет проводиться "Таймырский кактус", в рамках которого проходит книжная ярмарка. Из года в год закупаю там книги, но речьнемного о другом. Если учредители Фонда с легкостью могут сказать, какая книга "провокативная и новаторская", а какая - "ксенофобная и мракобесная", то как это жуткое мракобесия попадает на прилавки книжной ярмарки? Ведь иногда возьмёшь книгу в руки - две страницы прочитаешь, и тошно.
Я не ханжа, но хоть какая-то мораль имеет право на существование?
14th-May-2009 05:46 pm (UTC)
М.Д. ясно же выразился, что Вы сами должны определить идею и границу "провокативного и новаторского", а также "ксенофобного и мракобесного", дабы не породить тиранию.
14th-May-2009 02:48 am (UTC)
Я уже говорил и еще раз повторю – Ирина Дмитриевна умнейший человек, каких в России-матушке теперь по пальцам пересчитать можно. Уровень образованности ее, уровень сознания, пожалуй, близок к идеалу восемнадцатого столетия. Профессия, языки, культура, патриотичность, отсутствие цинизма – в наличии все компоненты, составляющие, в моем понимании, элитарную личность. Если бы таких людей было у нас в достатке, то уж конечно же, мы бы не переживали сейчас такой духовно-нравственный провал, такое господство бездарей в сфере образования, да и, вообще, в культуре, в управлении государством.
Поддерживаю мысль, что не плохо было бы иметь канал общения. Гуманитарная составляющая Семьи Прохоровых, такая же мощная и жизнеутверждающая, как и финансово-экономическая.
Что касается Фонда, то мне очень жаль, что он распространяет свою деятельность, только на Красноярский край. Вот свежий пример. В Иркутске, в очередной раз, в этом году проводится с 12 по 19 июля 9-й Фестиваль Поэзии, придуманный небезызвестным, ныне покойным иркутским поэтом Анатолием Кобенковым. Приглашены на фестиваль ( и уже куплены билеты) замечательнейшие современные русскоязычные поэты: Б. Кенжеев,
А. Кабанов, М.Амелин, В.Куллэ и т.д. А денег , как оказалось, в связи с кризисом, катастрофически не хватает. Традиционные спонсоры ( Иркутскэнерго, Алюминщики) , отказали в помощи. К кому обращаться? Машина уже запущена. По большому счету, деньги требуются не ахти какие – 400 тыс. рублей. В прошлом году, мы собрали больше, без особого напряжения. В Иркутске нет такого замечательного Фонда, а жаль, ведь Михаил Дмитриевич бывает у нас, на Байкале. Почему бы не создать здесь отделение, филиал. Я готов работать, хоть управляющим, при наличии хорошего главбуха (благо, есть опыт руководящей работы), хоть рядовым исполнителем.
14th-May-2009 08:29 am (UTC)
Anonymous
Как поэтически тонко и возвышенно Вы предлагаете свои услуги в качестве управляющего отделением благотворительного фонда:)
14th-May-2009 03:29 am (UTC)
"Это означает, что нет людей или групп с ясными системами эстетических и этических координат", "возникают вопросы о введении категории этического в дискуссии о литературе"
Что будет являться основой этих "координат"? Что за нравственный закон? Или это будут общепризнанные этические категории? Но кем, тогда и когда.
14th-May-2009 04:17 am (UTC)
Интересно любое благополучие должно быть всегда аплодировали, особенно тогда, когда получатель будет услышан и их потребности. Таким образом благотворительные организации могут работать положительно.
14th-May-2009 04:32 am (UTC)
интересно читать статьи со знакомыми терминами. :-) особенно, когда эти термины живут вместе с тобой. Ирине Дмитриевне и всем труженникам фонда успехов в работе!
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded Nov 23rd 2017, 7:40 am GMT.