?

Log in

No account? Create an account
Блог Михаила Прохорова
О люмпенизации. 
24th-Aug-2011 12:29 pm
helmut
Всем привет!

На прошлой неделе СМИ представили два больших экспертных доклада. Там и там говорят о проблеме люмпенизации. С разных точек зрения. Проблема крайне серьезна. Хорошо, что ее ставят до выборов.

Автор одного из докладов, популярный экономист, считает: главный конфликт сегодня – между последними поколениями культурных профессионалов и «молодой ликующей гопотой». Которая учится жизни, смотря «Дом-2», и живет под девизом «Будь дебилом!». Идет «слом культурного баланса», уверен автор. И он весьма пессимистичен в прогнозах. http://www.utro.ru/articles/2011/08/17/992706.shtml

Другой доклад сделан по анализу стратегии 2020. Авторы считают, что социальная политика в России себя изжила, потому что воспроизводит бедность. Что нужно бороться с люмпенизацией населения и пестовать новый класс — креативных профессионалов. http://www.vedomosti.ru/politics/news/1342232/bednost_kak_ugroza

Меня очень радуют любые попытки хоть как-то подступиться к этой теме. Потому что она очень остра. Очень болезненна. Ее трудно охватить. Но говорить о ней надо.

Да, в стране идет слом культурного баланса. Да, социальная политика воспроизводит бедность. Но эту проблему не решить запретом на «Дом-2» или инкубатором для «креативных профессионалов». Нужны тектонические сдвиги. В экономике – и в головах.

В экономике нам нужна «новая индустриализация». Потому что для того, чтобы нормально решить проблему обнищания, нам нужны новые рабочие места. Нам нужна эффективная экономика, которая будет базироваться на новых технологиях. Нам нужен баланс между занятыми в индустриальном секторе и в сервисе. Но вы понимаете, чтО такое переформатировать экономику страны. Это огромные вложения и огромные риски. Нужна проработанная программа и люди, способные ее реализовать. Те предложения, которые делают правительственные эксперты, просто не со-масштабны этой задаче.

В головах не меньше проблем. Жизнь на грани или ниже прожиточного минимума калечит сознание людей. Неэффективная занятость убивает желание работать. Бедность порождает собственную субкультуру. Человек предпочитает получать пять тысяч и ничего не делать, чем работать больше за 25. Привычка заливать бедность «социальными» деньгами ведет к тому, что тление распространяется все глубже. Человек отвыкает жить своим трудом, отвыкает работать, и, как следствие не может накапливать. Он живет одним днем. «Хлеба и зрелищ» – все, что становится нужно. Это и есть люмпенизация сознания. Это уже было. Перед гибелью множества цивилизаций.

Нам нужна новая система национальных ценностей. Нам надо отказаться от жизни на подачки, от жизни в кредит, от жизни за счет будущих поколений. Нам нужно переформатировать сознание так же, как и экономику.

Это очень серьезные и очень взаимосвязанные проблемы.

Давайте говорить об этом.
Comments 
24th-Aug-2011 07:50 pm (UTC)
Вообще Вы ковырнули очень большой и очень вонючий гнойник. Грубо говоря, весь этот «инфантилизм» есть результат целой кучи проблем общества. Кстати, не только нашего.
Но в принципе в 80% комментариев, оставленных на этих страницах, в той или иной степени затрагивается большая часть этих проблем. Так что дело не только в индустриализации и техническом прогрессе…масштаб задачи по большому счету с трудом поддается воображению. И какие там год-два-три, десятилетия уйдут на ее решение и не факт , что получится ее решить. До сих пор пока никому не удавалось.
24th-Aug-2011 07:51 pm (UTC) - О люмпенизации
Anonymous
Нет никакой люмпенизации сознания. Есть паразитирование власти на теле общества. Что такое зарплата - это собираемость налогов и содержание власти.
В вашей статье намешано несколько понятий:
1.социальная политика государства
2. культура
3. экономика
4. национальное сознание
5. национальные ценности.

Схема взаимоотношений людей и власти должна быть следующей:
социальная
политика,
образование
медицина
жилье
НАРОД ← государство (власть)
(культура) (экономика)
сознание
ценности

работа,
НАЛОГИ
(Народ, который несет культуры, сознание и ценности, работает и платит налоги государству, получая от него социальную политику, медицину, образование и жилье. Под воздействием этого вклада от государства хотя бы посредством доступного бесплатного образования, трансформируется культура, сознание и ценности).

Сейчас предлагается такая схема:

НАРОД → государство(власть)
(Культ.+созн.+ценности) работа
НАЛОГИ

(Народ, который несет культуру, сознание и ценности работает и платит налоги, не получая ничего взамен и оплачивает дважды социальные блага, через налоги и путем оплаты образования, медицины, жилья).

Это как улица с односторонним движением. Люди так жить не хотят. Люди наслаждаются жизнью, потому что устали работать не получая НИЧЕГО и оплачивать ДВАЖДЫ социальные блага.
Поэтому та, проблема, которую вы поднимаете АКТУАЛЬНА для государства, а не для людей. Дом-2 здесь ни причём, нет никакой дибилизации сознания. В пределах Москвы люди возможно не хотят работать, а за пределами Москвы просто не могут зарабатывать больше. Больше НЕ ПЛАТЯТ.
Для того чтобы поднятая проблема перестала существовать для ВАС, нужно ВОССТАНОВИТЬ систему взаимоотношений власти и государства. Когда эта система функционировала, люди и работали круглые сутки, и города поднимали и заводы строили!
А сейчас нет мотивации к работе и переформатировать экономику невозможно. Люди не мотивированы и просто не готовы не профессионально, не культурно, не социально.




24th-Aug-2011 07:54 pm (UTC) - О люмпенизации
Для начала телевизор в нынешнем виде отключить. Оболванивание, как ни крути, оттуда идет.
24th-Aug-2011 07:55 pm (UTC) - О переходе к экономике внутреннего рынка
Кто будет «новую индустриализацию» осуществлять? Государство, то есть власть от его имени? Или это будет стихийное движение свободных рыночных субъектов экономики?
Индустриализацию государственную мы уже проходили. Власть не может совершать глобальные экономические проекты в интересах людей. Только в интересах «народа». А фактически - в интересах государства как самодовлеющей системы. Так, как это было в СССР. Продукция группы А, военная мощь, космос, фундаментальная и прикладная естественная наука. Траты на людей – по остаточному принципу.
Власть, любая управленческая верхушка, корпоративная или политическая, будет экономить прежде всего на населении. Потому что средств на большие экономические проекты всегда не хватает. Кажется, вы должны это знать. Так что при таком подходе бедность не побороть. А культурную деградацию населения можно остановить в очень узком спектре. Власть заинтересована в высоком уровне доходов и жизни населения только в условиях специфической, внутриторговой экономической системы.
Здесь вообще проблема экономического механизма. Есть магические слова – рыночная экономика. Частично это понятие отвечает на главный вопрос – что приводит в движение современное экономическое развитие. Но только частично.
Действительно, бывают экономики рыночные и нерыночные. Индустриализация в СССР происходила на нерыночной основе. Ее задачей было - вооружить СССР, сделать его самым могущественным военным государством. Чтобы иметь возможность в момент краха капитализма поддержать все антикапиталистические силы вооруженным вмешательством. И все.
Индустриализация и постиндустриальное развитие Запада держится на других механизмах. Этой экономикой правит торговля. Рынок бывает внешний и внутренний. Соответственно, экономическая система страны либо ориентирована на внешнеэкономическую экспансию (сегодня это и новые торговые государства Россия, Китай), либо – на внутренний рынок (США), либо на внешнюю, либо на внутреннюю торговлю.
Россия сегодня находится в таком положении, когда доступных для ее экономических субъектов денег на внешних рынках больше, чем на собственном, внутреннем рынке. Если вы разработаете программу насыщения внутреннего рынка России деньгами в таком объеме, чтобы они были интересны бизнесу на фоне международной торговли, с одной стороны, и предложите систему мер, которая стимулирует интерес бизнеса к эти внутренним деньгам, сделает эти деньги более доступными, чем деньги внешние, вы создадите базу для свободной, либеральной, стихийной «новой индустриализации» России. Со всеми вытекающими положительными последствиями экономического развития.
Если эту программу предложите не вы, ее все равно предложат и реализуют. С 2014/2017 года это вообще будет самая актуальная тема российской политики и российского развития. И основные баталии будут идти именно вокруг средств, методов и темпов развития внутриторговой экономики. Тот, кто добьется принятия своей программы, обеспечит себе лидирующие позиции в государстве на следующие 30 лет.
24th-Aug-2011 08:01 pm (UTC) - Свобода и собственность
Итак, ни много ни мало "нам нужно переформатировать (!) сознание и экономику".
Я представляю себе это так. Некая команда "креативных профессионалов", отбросив старую(?) и взяв за основу "новую систему национальных ценностей" каким-то образом, решительно формирует российского человека и российскую экономику вновь, на, так сказать, требуемый лад.

Мне кажется, во-первых, самое время отказаться от мысли о некоей русской (российской) исключительности, в т. ч. от мысли о наличии особой системы русских национальных, отличных от общечеловеческих, ценностей.

Во-вторых, необходимо, наконец, понять, что на сегодняшний день известны две универсальные ценности, два универсальных принципа, без строгого соблюдения которых функционирование и развитие цивилизованного общества (государства) невозможно. Эти принципы: частная собственность и свобода граждан.

Так вот, если России удасться последовательно провести названные принципы в жизнь, то постепенно – но не за год, не за 7 или даже не за 10 лет - русские займут достойное место в семье равных народов.

И тогда русскому человеку, не будет нужды, что бы как-то компенсировать чувство собственной неполноценности, ссылаться на якобы особую роль России в человеческой истории.

Не справиться русский человек с этой задачей, его место на российском пространстве займёт другая, более молодая и сильная нация. Примеры тому в истории уже были.
24th-Aug-2011 08:07 pm (UTC)
тектонически интересно.
(Deleted comment)
25th-Aug-2011 06:22 am (UTC) - Re: Надо смотреть в зеркало,а не в окно (Д.Коллинз)
Anonymous
Полностью Вас поддерживаю!
24th-Aug-2011 08:18 pm (UTC) - О Люмпенизации
Вы правы, Михаил -- все происходит от головы. Я не о том, что первично, что вторично -- бытие или сознание, а о том, что с неэффективно настроенными головами мы не построим эффективной экономики, и справедливость этого утверждения доказывает наша действительность.

Поэтому самым приоритетным направлением, наряду, пожалуй, с национально безопасностью, является образование. Причем, образование не в контексте обеспечения минимального объема знаний, а в смысле воспитания. И здесь становится понятным, что бессмысленно просто накачивать школы компьютерной техникой, потому что это всего лишь пустая форма при отсутствии содержания.

Под содержанием я понимаю не только школьные программы, а то как эти программы преподаются, и насколько учителя заинтересованы в качестве своей работы. Причем, качество должно измеряться не оценками в журналах, а тем, как и какие ценности, убеждения и жизненные ориентиры учителя передают своим ученикам. Необходимо, чтобы центры образования становились настоящими центрами воспитания, и это надо делать на всех уровнях обучения, включая и школы, и вузы.

Где взять таких учителей? Очевидно, что замороченный, неустроенный и несвободный внутренне человек не способен воспитать свободного человека. Поэтому надо учить учителей учить, потому что они должны быть проводниками ценностей государства и государственности как для учащихся, так и для их родителей.

Государства всегда уделяли и уделяют внимание идеологической работе с населением. В странах, где сильно влияние религии, внутренними ограничителями человека на наркоманию, преступность и пр. являются положения религиозных учений, и служители конфессий выступают там в роли идеологических работников. У нас религия не имеет такого влияния в обществе. Поэтому в руководстве страной люди должны очень серьезно относиться к вопросам идеологической работы. И речь здесь идет о совершенно конкретных вещах, направленных на изменение образа государства в головах у людей, о том что и как люди думают о власти, что сама власть думает о власти.

Ведь безудержный рост коррупции, который начинает уже угрожать самому существованию нашего государства, происходит у нас еще и потому, что у коррупционеров в головах просто отсутствуют соответствующие ценности. Человек не может быть каким-то отвлеченно хорошим или плохим -- плохими или хорошими являются те стратегии, которые он использует в жизни. Это те стратегии, которым он научился в семье, в школе, насмотрелся по телевизору. Этого человека просто так научили жить. Но хорошая новость состоит в том, что если мы научились чему-то одному, то мы можем научиться чему-то другому, более эффективному с точки зрения обеспечения эффективного государственного функционирования, эффективной экономики и пр.

Можно до бесконечности плодить законы и подзаконные акты, наращивать и переименовывать аппараты контроля и контроля за контролем, тратя на это миллиарды и миллиарды рублей. Но все подобные мероприятия будут приносить ровно противоположные результаты до тех пор пока в голове у каждого человека не появится свой собственный ограничитель. Раньше у нас это называлось совестью, а еще раньше -- верой в бога. Фактически же, это те ценности, убеждения и жизненные ориентиры, которые не позволяют мужчине бить женщину, обидеть и обворовать старика, инвалида или слабого. Это то, что помогает помогать другим и чувствовать от этого огромнейшее моральное удовлетворение, которое невозможно получить путем политических шельмований и коррупционных схем.

Любая страна богата людьми. Если люди не уважают государство, то ни о каком росте экономики речи быть не может. Самого государства может не стать. Именно поэтому люди, их воспитание, обучение и социальная защищённость должны стать приоритетными задачами, наравне с решением задач обороноспособности, созданием стимулирующих условий для развития науки, производства, бизнеса и экономики в целом.

И тогда в такой стране даже сама мысль о люмпенизации покажется смешной!
25th-Aug-2011 09:57 am (UTC) - Re: О Люмпенизации
Anonymous
Золотые слова. Работать и зарабатывать - это не значит быть человеком. Тот кто зарабатывает много с тем же успехом есть "люмпен", как и бич уличный. Не в деньгах дело и не в умении их зарабатывать.
24th-Aug-2011 08:27 pm (UTC) - Привед-......!
Не нужно мешать людям работать: неграмотными налогами, запретами, кучей ненужных жадных и порою глупых чиновников, необоснованно высокими тарифами нефте,электро,газовых и прочих монополий.
Тогда произойдёт Ваш "тектонический сдвиг"
Если даже не сидеть за 5 тыс., а ишачить за 25, на квартиру честным путём не заработать никогда. А с голоду и так не помрёшь. Вот и остаёться дом-2 и водка.
С Уважением Владимир.
25th-Aug-2011 07:02 am (UTC) - Re: Привед-......!
Anonymous
А Вы уверены, что только в налогах и запретах дело?
Давайте возьмем любого работодателя из средней конторы "купи-продай".
Ослабили налоги, отменили запреты. Работодатель сразу начнет платить зарплату больше, да такую, что работник за год на квартиру заработает? Не думаю...
Я Вас не оспариваю ни в коем случае. Просто не все однозначно...
24th-Aug-2011 08:54 pm (UTC)
вот я думаю, там предложение по делам было в приветствии энергичное, но очень интересное - это возможно сделать без поддержки государства, если закон по таможне, например, государством регулируется?
(надо было вопрос комментатору задать, но мне опять пишут, обращаясь к Вам, так какая разница :) , да и нет сил сегодня больше ждать загрузки страниц).
Еще вопрос по фейсбуку и что-то там еще "однофразовое" есть: там можно ссылки на полный текст помощникам оставлять, - забыла как пользоваться, не задала там вопрос.
Спасибо.
Что называется делом для партии без власти?
С уважением и наилучшими пожеланиями.
24th-Aug-2011 09:30 pm (UTC) - Пост от студента=)
Михаил,здравствуйте, я достаточно часто соглашаюсь с тем, что вы пишите, разделяю многие ваши взгляды, но в последнее время начал замечать, что бОльшая часть того, что вы пишите, прямо или косвенно намекает на то, что все проблемы в России от того, что народ ленивый и не хочет работать...
И этот пост намекает об этом...
Я все больше и больше теряю к вам доверие, ввиду того, что ваши взгляды становятся еще более циничными...
Вот вам точка зрения студента 5го курса, не отличника, и не круглого болвана, а простого среднестатистического студента: я хочу работать, мне нравится та специальность на которую я учусь, но и в тоже время я знаю, что мои таланты и умения не востребованы, а государство не станет меня содержать. И таких как я - миллионы. А вы все время говорите с намеком - "вот народ ленивый, работать не хочет, ему подавай 5 халявных тысяч и он будет доволен,Человек отвыкает жить своим трудом" - да не так это.Просто люди не хотят "пахать" если не за 5 тысяч, то за 15, или как вы написали 25, в то время как уже 25 тысяч рублей - это небольшие деньги.
У меня родители на севере(100 км от полярного круга) проработали 30 лет, а в результате сумели только купить дом в средней полосе да выучить 2 детей в средненьком ВУЗе в Спб- согласитесь - до смешного мало, хотя люди гробили свое здоровье 30 лет(как известно, на на севере на пенсию выходят раньше, ввиду того, что и смертность и заболеваемость там на много выше), чтобы получить то, что имеют.
Мое мнение, что в первую очереднь нужно наоборот привнести больше "социальных денег", это хоть как-то скомпенсирует чудовищную нестабильность в стране...

P.S.Михаил, вот было бы интересно узнать о вашем мнении о Навальном и о его деятельности. Все таки делает он очень много хороших вещей, не имея при этом огромных капиталов и возможностей, и мне кажется, мог бы получиться очень интересный тандем " Навальный - Прохоров( или Прохоров - Навальный, как удобнее)" - что вы об этом думаете?...=)
24th-Aug-2011 09:40 pm (UTC) - Жаль нашу страну.
То что происходит сейчас в нашей стране у меня уже вызывает только сожаление. Разговор, о люмпенизации населения надо начинать с образования и воспитания нового поколения. Сильнейшее расслоение в обществе, навязанная сми культура потребления привела к тому, что сейчас большинство представителей молодежи не хотят работать, но если им все таки приходится, то запросы очень велики, они хотят "урвать". Ценность "профессионализм" как таковой для них не представляет. Да и в обыденной жизни, они видят, что банкиры получают больше врачей, учителей, инженеров. Статус этих профессионалов работающих в госучреждениях часто невысок. Кто пойдет учиться на педагога, что бы потом жить на уровне бедности? А кого может воспитать такой учитель? Только "бедного". Поэтому в основном наша элита обучает своих детей зарубежом.... Ситуацию усугубляет повальное высшее образование, ценность которого девальвировалась. Доля населения с высшем образованием сейчас высока как никогда в истории нашей страны, а много ли научных открытий? патентов? увы.... Между тем количество долларовых миллиардеров у нас растет. За счет чего эти миллиарды заработаны? только не за счет высоких технологий. Если такая ситуация продлиться еще лет 20-ть, то это новое поколение уже начнет транслировать эти ценности своим детям...
А если случиться заварушка, наподобие той что идет в Ливии, например какой нибудь стране понадобятся наши ресурсы. Неужели это поколение будет защищать страну, да и что им защищать? Деньги и нефтяные скважины принадлежащие горстке людей, боюсь что нет...
(Deleted comment)
25th-Aug-2011 09:20 am (UTC) - Re: Не знаю, по теме ли?
Anonymous
Да Вы-то, может, и по теме, а вот модераторы совсем нет: такие вопросы в тиши кабинета надо прорабатывать.
В Вам самой поменьше надо нос в чужую личную жизнь совать, адвокат Горошенка.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
24th-Aug-2011 10:05 pm (UTC) - Взгляд
Михаил, у Вас наблюдается редкое для нашего времени сильнейшее системное мышление. Деградация общества очевидна. Проблема многогранна и решить ее запретами невозможно. Сознание общества можно изменить только через поколение, но и ему нужно заложить кирпичики сейчас.
-ценности(массовое продвижение в соц.сетях устроить и по телевидению и радио)
-социальную защищенность женщин обеспечить и тогда рожать будут не только алкоголики и наркоманы(я про тех, кто ничего не меняет) и не за какие-то 200-300тысяч рублей, а за Идею и понимание ответственности за новое поколение
-в России нет школы лидерства. Лидер до сих пор в сознании людей-это тот, кто крут, тот, у кого много денег, тот у кого статус...а порой за этим ничего нет и цели у людей ложные, многие проживают жизнь зря.На самом деле, лидер,человек управляющий своей жизнью. Создайте такие школы абсолютно бесплатно. Дисциплинировать можно общество через детей и чем больше этого будет, тем лучше.
-Переведите большую часть институтов на вечернее обучение при заводах и фирмах.Институты дают теорию не приспособленную к практике.Трата времени очень неэффективна для молодежи.Выпускники по специальности устроившиеся - это результат, а он очень низок.Опыт запада для России здесь приемлем.
-Сейчас нет элементарных кружков авиамодельных,кружков юных техников, школы юных моряков тоже не в лучшем состоянии...при заводах остались пенсионеры-это недорого и многие будут рады заниматься с детьми и передавать навыки. У нас не хватает мужчин, которые умеют и любят работать руками. А это важно для того, чтобы люди хотели с детства идти и поднимать наше производство. Именно поднимать.Помните, что каждый советский ребенок мечтал быть либо летчиком, либо космонавтом, либо милиционером... Детям нужны мечты...быть ученым, быть рабочим, быть не только продажником
-Производство- начните с малого. Китай все равно поднимет цены на свою продукцию и всем давно понятно, что они воюют за технологии, предоставив взамен шикарный рынок сбыта- свой Китай. Есть темы, которые Россия потеряла:электроинструмент производится весь в китае, тепловое оборудование, строительная техника, садовая техника...как это можно отдать им? Вполне рентабельно производить в России: есть примеры: Калужский завод мотоблоки Кадви, Питерский завод производящий мотоблоки Нева, Белорецк производящий бетоносмесители, тепловое оборудование производимое в Питере. Задумайтесь и дайте в обязанность торговым сетям,входящим на российский рынок закупать и часть российской продукции. Пусть также строят заводы на базе наших разрушенных предприятий в Перми,Питере и Москве. То же Леруа-Мерлен явно не обеднеет от такой нагрузки. Электрику мы можем производить, бензотехнику частично.Начните с малого.
24th-Aug-2011 10:11 pm (UTC)
Сдвиги в головах в этой стране, в кои верится с трудом, будут стоить собственности хозяину блога и еще немалому числу людей.
Форматирование - другое дело. Это прекрасная мысль - заставить людей приумножать чужие состояния, стереть сектора в их памяти, на которых есть данные о том, что предприниматель, использующий наемный труд - это всего лишь социальная функция, а не приказ о назначении и.о. бога.
Люмпенизация прекрасно вылечивается лишь высокими зарплатами, никакие национальные ценности здесь, конечно, не нужны - они, эти ценности, возникнут сами вслед за введением минимальной почасовой оплаты труда для различных отраслей и одновременным ужесточением ответственности за недобросовестную конкуренция и практику ценовых сговоров.
А цивилизации - они по-разному гибнут.

This page was loaded Jul 17th 2019, 4:19 pm GMT.